Семейные проблемы

В самый канун 2011 года было доказано, что найденный в Денисовой пещере, в Сибири пальчик мальчика, которого уже отнесли то ли к неандертальцам, то ли к еще более ранним Гомо эректусам, на самом деле, во-первых, принадлежит не мальчику, а девочке, а во-вторых, – представителю еще одной группы, претендующей быть в верхних рядах нашего семейства, которое антропологи называют Гомо.

Весной 2010 года группа Сванте Паабо в Германии сумела извлечь ДНК из костей трех неандертальских скелетов, найденных в пещерах Словении. Полный анализ неандертальского генома показал, что от одного до четырех процентов генов человека тождественны генам неандертальцев. Это наводит на мысль о факте наших «опасных связей» в прошлом. При этом степень такой генетической общности оказалась разной для разных человеческих групп: этих общих генов нет у африканцев, они появляются у азиатов, и их больше всего у европейцев. Такое возрастание, кстати, вполне соответствует общепринятой теории «Исхода из Африки», по которой вид Гомо сапиенс сформировался в Африке (уже после ухода оттуда предков, неандертальцев), а потом покинул ее, двинулся через Азию сначала на восток, а потом на северо-запад и так пришел в Европу (где в основном и жили неандертальцы).

Свою  методику расшифровки полного древнего генома по сохранившимся остаткам ДНК Паабо сначала опробовал как раз на присланном ему российскими археологами кусочке детского пальца из той Денисовой пещеры. В тот раз Паабо проанализировал в этом пальце только ДНК из митохондрий (крохотных органелл клетки, которые вырабатывают для нее энергию). Его метод оказался эффективным и позволил ему определить, что гены обладателя «сибирского»  пальца имеют архаические черты, отчасти сходные с неандертальскими, а отчасти – с генами еще более древних Гомо вида эректус. Относительно этого далекого человеческого предка в науке существует мнение, что какие-то племена Гомо эректус уже два миллиона лет назад первыми покинули Африку и расселились в Азии, в основном – в Юго-Восточной, но ко времени прихода туда Гомо сапиенс (50 – 70 тысяч лет назад) практически вымерли, не оставив следа. Кстати сказать, существует также альтернативная теория, именуемая мультирегиональной, которая утверждает, что вид Гомо сапиенс не пришел из Африки, а постепенно сформировался в каждом регионе Земли из «коренных» жителей, то есть в Азии – из потомков Гомо эректус, в Европе – из неандертальцев и так далее.

И вот в конце 2010 года в журнале Nature появилась новая статья группы Паабо, в которой сообщалось, что, продолжая изучение «сибирского пальца», исследователи сумели извлечь ДНК уже не только из митохондрий, но также из ядер давно омертвевших клеток. Это позволило им произвести расшифровку полного генома «денисовского человека». Результаты оказались совершенно сенсационными. Прежде всего геном денисовской девочки в целом не похож ни на человеческий, ни на неандертальский. Но в нем есть сходные с ними черты. Это говорит об общем предке. Из первого анализа, по митохондриальным генам, был сделан вывод, что этот общий предок жил около миллиона лет назад. Из второго анализа следует, что денисовские гены имеют больше мест сходства с неандертальскими, чем с человеческими. Это означает, что неандертальцы и денисовцы разошлись друг с другом позже, чем оба они – с человеком.

По данным группы Паабо, расхождение неандертальцев и денисовцев произошло всего 300 – 400, максимум 500 тысяч лет назад, а их общей линии с человеком – ближе к одному миллиону лет назад. Когда 40 – 50 тысяч лет назад Гомо сапиенс пришли в Азию и Европу, они, как мы теперь уже знаем, частично смешали свои гены с неандертальскими (нынешние азиаты – на 1–2%, европейцы – на все 4%). Но вот что еще интересней: новый анализ Паабо показал, что у одной группы Гомо сапиенс – жителей современной Новой Гвинеи и соседних с ней островов Меланезии – имеется вдобавок еще 4% генов, которые сходны с денисовскими! Это означает, что когда те племена Гомо сапиенс, которые положили начало нынешним новогвинейцам, пришли (40 – 50 тысяч лет назад) в Меланезию, там еще жили существа, генетически сходные с денисовцами. Получается, что денисовцы, как и родственные им неандертальцы, уже задолго до Гомо сапиенс населяли огромные просторы Азии и Европы.

Тот факт, что в районе Денисовой пещеры жило, по-видимому, целое племя, был подтвержден еще одним открытием наших археологов – они нашли в той же пещере древний зуб с необычайно большим корнями. Из его клеток удалось извлечь только митохондриальную ДНК, но ее анализ показал полное сходство с митохондриальной ДНК сибирской девочки. Найденная теперь общность 4% генов меланезийцев и денисовцев показывает, что генетически идентичные существа жили также в далекой от Сибири Меланезии. Возникает соблазн нарисовать четкую схему: вся Евразия до Урала – неандертальцы, вся восточная (и юго-восточная) Евразия – денисовцы. Но если так, почему денисовские гены оказались только у меланизйцев, ведь другие племена Гомо сапиенс тоже должны были встретиться с денисовцами, хотя и севернее Меланезии – в той же Сибири, например. А с другой стороны, как могли появиться неандертальские гены (2,5%) у нынешних новогвинейцев, если неандертальцы жили только западнее Сибири? И еще вопрос: почему многие гены денисовцев сходны с генами Гомо эректус, хотя самые «молодые»кости Гомо эректус (найденные в Азии) древнее 1 миллиона лет?

Вопросы, вопросы, вопросы…