Знание-сила

Знание-сила научно-популярный журнал

iiene     
Он-лайн ТВ Знание - Сила РФ Проекты Фотогалереи Лекторий ЗС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





СВЕЖИЙ НОМЕР

Главная тема:

Цена и ценность


Органические молекулы в космосе
 
 
  Проекты  
«Проекты ЗС» - это своего рода исследования, которые предпринимает журнал в отношении комплексов проблем, связанных с развитием науки, культуры и общества. Для рассмотрения этих проблем мы привлекаем специалистов из разных областей науки, философов, журналистов. Каждый проект – это их заочный диалог. Здесь мы выкладываем связанные с этим материалы: статьи, интервью, дискуссии.
МОТАТ – царство старинной техники

Игорь Харичев


У входа в музей MOTAT

МОТАТ – Museum of Transport and Technology, то есть Музей транспорта и технологий, расположен в самом крупном городе Новой Зеландии Окленде. Это удивительный мир, влекущий детей и взрослых – всех, кто обожает всевозможную технику, ставшую историей. Музей был открыт в 1964 году. Сейчас у него обширная и богатая экспозиция. Каждая машина, каждый экспонат несут печать времени. Так что путешествие по  МОТАТу – путешествие в прошлое.

Старое здание насосной станции XIX века, давшее начало музею.

Первое, что видит попавший на территорию музея посетитель – паровые машины. Самая большая из них, приводившая в движение насос, снабжала Окленд водой в течение многих лет, начиная с 1877 года – она занимает отдельное здание в три этажа, включая подвал. Здание старинное – в нем изначально и располагались паровая машина и насос. В соседнем, не менее старом здании находятся более компактные агрегаты, приводившиеся в движение паром. Все они из той поры, когда еще не получил распространение двигатель внутреннего сгорания. Здесь же паровой котел с топкой. Около здания расположился локомобиль. В начале каждого часа все паровые агрегаты приходят в движение на пятнадцать минут. Представляете, какая радость для ребятни.

Люди, которые обслуживают котел и паровые машины – волонтеры. Кстати, они составляют большую часть сотрудников  МОТАТа.

Любопытна экспозиция старой бытовой техники: стиральных машин 20-х и 30-х годов прошлого века, не менее старых пылесосов, холодильников. В Советском Союзе подобные устройства не выпускались в довоенное время.

По-настоящему радует коллекция пожарной техники, начиная с повозок и допотопных машин, чей возраст превышает сто лет, и кончая более современными машинами. Есть в ней особая стать, необходимая для того, чтобы иметь возвожность одолеть огненную стихию.

Есть в  МОТАТе старые троллейбусы и автобусы, тракторы, машины, мотоциклы. Есть паровозы и старая железнодорожная станция, целиком, со всеми постройками перенесенная на территорию музея. Есть интерактивная часть экспозиции, помогающая подросткам познакомиться с некоторыми законами физики.

Но особая гордость  МОТАТа – старые трамваи. Они собраны из разных частей Новой Зеландии, и даже из Австралии. Те из них, что прошли реставрацию, действующие. Недавно энтузиасты вернули к жизни двухэтажный трамвай – по-местному даблдейкер (двухпалубник), – один из тех, которые были изготовлены в 1906-м и трудились многие годы в Веллингтоне. Еще один даблдейкер, 1902 года, который ездил по улицам Окленда, еще только ждет реставрации. В 1923 года оклендские даблдейкеры переделали в обычные, одноэтажные, и они были списаны только в 1948 году, прослужив 46 лет!. Один из них посчастливилось раздобыть музею. Старых оклендских трамваев разных марок аж девять экземпляров, выпущены они с 1902 по 1940 год. А тех, которые родом из Велленгтона, шесть. Самый старый – только что восстановленный даблдейкер 1906 года. А самый «молодой» – 1950 года.

Среди трех трамваев из Вангануи один совсем уникальный, паровой, 1891 года выпуска. Он полностью восстановлен и находится в рабочем состоянии. Еще есть трамваи, колесившие по новозеландским городам Данедину, Напьеру, и те, что из Австралии – из Мельбурна и Сиднея.

Часть трудившихся в Новой Зеландии трамваев была сделана в Англии, часть – в США, в Калифорнии и Филадельфии, а часть – в самом Окленде. Трамваи, привезенные из Мельбурна и Сиднея, произведены в Австралии.

Прелесть в том, что восстановленные трамваи, в отличие от других экспонатов, не простаивают. Именно старые трамваи доставляют посетителей от первоначальной территории МОТАТа к новой, на которой расположена авиационная экспозиция. Представьте себе радость детей и подростков от пятнадцатиминутной поездки на древнем грохочущем трамвае. Да и взрослым это нравится.

Богатство авиационной части экспозиции тоже удивляет. Здесь и громадный бомбардировщик времен Второй мировой войны Авро Ланкастер МК VII, и не менее огромные гидросамолеты – пассажирский Шорт  S.45A Солент и военный Шорт МК V Сандерланд, и еще десятки средних и небольших самолетов, военных, пассажирских, транспортных, сельскохозяйственных, учебных. Среди последних – легендарный Де Хевилэнд  DH-82A  Tiger Moth, долгие годы служивший «учебной партой» для многих летчиков.


Самолет Lodestar - дальний транспортный самолет фирмы Lockheed, выпускался с 1940 года.

И вновь о волонтерах. Они восстанавливают трамваи и другую технику, они водят трамваи, они следят за порядком. В основном это пенсионеры. Действующая в Новой Зеландии пенсионная система позволяет им не думать о хлебе насущном. А свободное время они тратят на музей. Ими движет любовь к технике, к старине, а еще вполне естественное желание оставаться полезными. Руководство музея доверяет им, потому что они хорошо делают свое дело.


Волонтер, обслуживающий старую паровую машину.

Что хотелось бы отметить в завершении: тому, что МОТАТ располагает обширной и богатой коллекцией, послужило бережное, уважительное отношение к старине, издавна присущее жителям Великобритании; отношение, которое выходцы из «туманного Альбиона» перенесли в далекую страну, ставшую их новой родиной. Не удивительно, что здание старой насосной станции вместе с уникальной паровой машиной было сохранено и стало основой прекрасного музея, позволяющего увидеть, на каких транспортных средствах передвигались и какими устройствами пользовались люди пятьдесят, сто и более лет назад. Жаль, что мы, россияне, иначе относимся к своему прошлому. Потому в России, во много раз превосходящей Новую Зеландию по территории и численности населения, нет подобного музея. Разве что Политехнический музей в Москве. Но это, увы, не совсем аналог МОТАТа.

Все фотографии MOTATa

Вернуться назад

Архив проектов

 

вернуться


Карта сайта | Контактная информация | Условия перепечатки | Условия размещения рекламы

«Сайт журнала «Знание-сила»» Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ №ФС77-38764 от 29.01.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© АНО «Редакция журнала «Знание-сила» 2012 год

По техническим вопросам функционирования сайта обращайтесь к администратору

При поддержке медицинского портала ОкейДок


Rambler's Top100
av-source