Знание-сила

Знание-сила научно-популярный журнал

iiene     
Он-лайн ТВ Знание - Сила РФ Проекты Фотогалереи Лекторий ЗС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





СВЕЖИЙ НОМЕР


Органические молекулы в космосе
 
 
  Знание - Сила РФ  
Вы думаете, «Знание-Сила» ограничивается только бумажной версией? Ничего подобного. Здесь, и только здесь, вы сможете прочитать то, чего те, кто не придёт на наш сайт, не узнают никогда! В этом разделе, который можно было бы назвать также «Знание-Сила+» - электронные материалы о научных событиях, идеях, открытиях и проблемах, у которых нет и не будет бумажного аналога. Не упустите!

Корабли Крымской войны

Юрий Кирпичев

В принципе, пушки Крымской войны мало отличались от орудий наполеоновских войн, а те – от пушек семилетней войны. Но о кораблях этого не скажешь. К середине XIX века поспели плоды технической революции, и, разумеется, наиболее урожайной она оказалась в военном деле. Поскольку война, если и не составляет смысл, то некоторым образом является способом существования нашей цивилизации. Если новшество позволит стать сильнее соперника, то на него не жалеют средств.

Однако недаром первые пароходы появились раньше паровозов ‑ наиболее быстро техническая революция вершилась в судостроении. Самым зримым и весомым ее проявлением стали паровые линейные корабли, не зависящие от ветра. Они обеспечили англо-французскому флоту господство на Черном море, что привело к разгрому России. Но имел место и обратный процесс: корабли внесли немалый вклад в дальнейшее развитие технологий!


1.     
Пароходофрегат «Террибл», акварель Henry Pappril

Этому вкладу и посвящена данная статья. Так, прекрасно понимая важность информационных коммуникаций, британцы, осадив Севастополь, проложили по дну Черного моря подводный кабель длиной 310 миль между крымским мысом Фиолент и мысом Калиакра в Болгарии ‑ для связи с Парижем и Лондоном. Охрану судна-укладчика обеспечивал мощный пароходофрегат «Террибл», принимавший участие в первой бомбардировке города русской славы. Часть его 68-фунтовых орудий была выгружена на берег для осады Севастополя.

А вскоре в Британии для прокладки трансатлантического телеграфного кабеля было основано акционерное общество Atlantic Telegraph Company, арендовавшее еще одного из героев Крымской войны.

Трансатлантический кабель

Первенцем среди винтовых линейных кораблей Британии, на которых паровая машина была предусмотрена по проекту, был 91-пушечный «Агамемнон». Он вошел в состав флота в 1852 г., служил флагманским кораблем контр-адмирала Лайонса, обстреливал Севастополь, подавлял русские батареи на Кинбурнской косе, а после войны его арендовал американский бизнесмен Сайрус Филд, организатор указанного выше акционерного общества. Похоже, что его имя, практическая хватка и энергия впоследствии были заимствованы Жюлем Верном для своих романов…

Для воплощения идеи Филда требовались большие деньги, но слава телеграфа росла с необыкновенной быстротой, газеты взахлеб писали о его великом будущем и в итоге удалось быстро собрать огромную по тем временам сумму в 350000 фунтов стерлингов. В августе 1857 года «Агамемнон» и новейший винтовой фрегат США «Ниагара» начали прокладку кабеля от юго-западного берега Ирландии, однако из-за разрыва дело пришлось отложить на год. Кабель, весивший около 550 кг/км, состоял из семи медных проводов, покрытых тремя слоями гуттаперчи и железной оплеткой.


2. «Агамемнон» прокладывает трансатлантический кабель

Вторая попытка была предпринята летом 1858 г. В этот раз «Агамемнон» с «Ниагарой», встретившись посреди океана, соединили половины кабеля и пошли каждый к своему берегу. Их сопровождали вспомогательные суда, задачей которых было помимо прочего… держать курс.

Дело в том, что на кораблях, груженных тысячами километров кабеля, компасы практически не действовали. Для контроля уложенного кабеля Филд установил постоянную телеграфную связь. Чувствительные зеркальные гальванометры, сконструированные великим британским физиком Уильямом Томсоном, записывали сообщения, передаваемые с другого корабля. Занимался этим сам Томсон (будущий лорд Кельвин), принимавший участие в экспедиции!

Кабель несколько раз рвался, и приходилось возвращаться, поднимать его со дна, чинить, но в итоге 5 августа корабли успешно достигли целей ‑ острова Валентия у юго-западного побережья Ирландии и Ньюфаундленда. 16 августа 1858 г. королева Виктория и президент США Джеймс Бьюкенен обменялись телеграммами. Приветствие королевы состояло из 103 слов, но передача длилась 16 часов! Столь низкий темп был обусловлен огромной индуктивностью кабеля длиной 4500 км ‑ короткие импульсы тока через него просто не проходили. Событие вызвало огромный энтузиазм, Сайрус Филд стал героем дня, газеты всего мира писали о новой победе современной техники и о восьмом чуде света.


3. Литография, посвященная восьмому чуду света

Увы, ввиду несовершенной конструкции и недостаточной гидроизоляции служил кабель недолго и уже в сентябре 1858 г., после передачи четырех сотен каблограмм связь была нарушена. Видимо, повлияла коррозия, но еще одной причиной могло стать слишком высокое напряжение, подаваемое с английской стороны для ускорения передачи. Томсон старался восстановить связь, используя самые чувствительные гальванометры, он еще несколько недель принимал телеграммы, но 20 октября зеркальце прибора дрогнуло в последний раз.

Газеты, только вчера славившие рыцаря нового времени, Ланселота бизнеса, науки и техники, бросившего вызов океану, бросились клеймить неудачника и шарлатана. Филда обвиняли в том, что он плохо проложил кабель, что сделал это сознательно, чтобы проделать всю работу заново и нагреть на этом деле руки, и даже в том, что все это было блефом, трюком, с помощью которого он и его компаньоны искусственно подняли акции своей компании.

Но Сайрус не сдался. Жизнь настойчиво требовала оперативной связи между континентами, но никто больше не обладал таким опытом и знаниями, как он. Ему снова удалось привлечь вкладчиков, тем более что еще до завершения Гражданской войны богатые промышленники северных штатов стали искать перспективные предприятия для вложения капиталов. Он заказал более совершенный кабель, и ‑ арендовал самое большое судно мира, восьмое чудо света, 32-тысячетонный «Грейт Истерн»! Именно на этом гиганте Жюль Верн совершил свое первое путешествие в Америку и описал его в романе «Плавучий остров».

При укладке снова произошел обрыв кабеля, но техника прокладки была уже неплохо освоена (в экспедиции и в совершенствовании технологий снова принимал участие Томсон) и в 1866 г. удалось, наконец, протянуть кабель, обеспечивший долговременную связь между Европой и Америкой.

Плавучий док «Бермуда»

Помогал «Грейт Истерну» в укладке трансатлантического кабеля еще один участник Крымской войны, упомянутый выше пароходофрегат «Террибл». У него, как помним, уже был подобный опыт. Но не только боевой службой и этой работой он известен. В июне 2012 г. мне довелось побывать на Бермудах, на конференции, посвященной войне 1812-15 годов. И там, на живописной картине в музее форта TheKeep, чьи пушки охраняют вход в лагуну Бермуд, изображен «Террибл». В связке с первыми броненосцами мира «Уорриор»и «Блэк Принс» он буксирует гигантскую конструкцию, этакую громадную клепаную ванну.Это первый в мире действительно большой плавучий док, его ржавые останки я видел на другом берегу пролива. Мемориальная доска на стене форта сообщает о судьбе этого сооружения, чуда техники эпохи железа и пара, когда промышленная революция принесла весьма весомые плоды.

Цельнометаллический, бронированный «Уорриор» означал новый прорыв в технологиях, он коренным образом изменил облик боевого корабля и требования к артиллерии, сразу сделав устаревшими все флоты мира! Спущенный на воду 29 декабря 1860 года, всего лишь восемью годами позже «Агамемнона», он положил начало современному военному судостроению. Сейчас служит музеем, привлекая множество туристов в Портсмут. Вторым на картине идет его систершип «Чёрный принц».


4. Буксировка дока «Бермуда»

Вскоре после ввода их в строй Британское адмиралтейство отменило заказы на лес, которым ранее уделялось огромное внимание. Так закончилась эпоха «деревянных стен» Англии. Сию метафору приписывают лорду Ковентри, который еще в 1635 г. писал, апеллируя к известному прорицанию Дельфийского оракула: «лучшие стены нашего королевства – это деревянные стены», имея в виду борта многочисленных английских кораблей.

«Уорриор» был по тем временам гигантом и в 1861 г. у Британии имелся лишь один док в Портсмуте, способный вместить его, да и то лишь во время прилива. Для входа же в доки «Канада» в Ливерпуле и №1 в Саутгемптоне, его приходилась разгружать. И вот в 1869 г. появился еще один док, способный вместить броненосец. В Лондонском Национальном морском музее висит картина Томаса Даттона, изображающая «Уорриор» в плавучем доке на Бермудах. На ней указана дата 20 мая 1869 г., но она явно ошибочна…

Так пересеклись пути первенцев железного кораблестроения. Увы, в отличие от «Уорриора» герой нашего рассказа давно отслужил свое и теперь его остов ржавеет на мелководье у Spanish Point Park, напротив Kings Wharf, где док работал тридцать лет. Он был построен специально для базы на Бермудах и назывался соответственно. Увы, нет уже ни той империи, ни той базы, ни того дока – sic transit Gloria mundi. «Ржавый корпус, погрузившийся в песок на том берегу устья залива, и ржавеющие понтоны – это все что осталось от плавучего дока «Бермуда», – этими словами начинается сообщение мемориальной доски.


5. Броненосец «Уорриор» в доке «Бермуда»

И еще одна картина, посвященная буксировке дока, хранится в морском музее. На ней изображен выход каравана из Порто Санто, что на Мадейре. Впереди цугом идут «Уорриор» и «Блэк Принс», а сзади четырехтрубный «Террибл» удерживает махину весом 8000 тонн с огромной парусностью от рысканья и сноса, играя роль руля. Путешествие длиной в 2800 миль длилось 35 дней.

Для чего же на Бермудах понадобился плавучий док? Дело в том, острова эти занимают стратегическое положение и особенно важными они стали после того, как США добились независимости. Поэтому в 1795 г. командующий эскадрой Северной Америки контр-адмирал Джордж Мюррей вызвал на Бермуды лейтенанта Томаса Харда, чтобы тот проверил свою идею о том, что проходы в рифах позволят использовать острова в качестве базы флота. Хард составил точную карту рифовой платформы Бермуд и в 1809 г. адмиралтейство выбрало для базы остров Ирландия и начало работы по его обустройству. Их пришлось ускорить после того война 1812-15 гг. и в 1818 г. Royal Naval Dockyard был официально переведен сюда.

Между прочим, в августе 1814 г. десантники британского флота штурмом взяли и сожгли Вашингтон, включая Белый дом и Капитолий! День был дождливый, огонь разгорался плохо и на растопку шли книги из библиотеки Конгресса. Десант доставила эскадра адмирала Кокрейна, которая отправилась в путь от пирсов бермудской военно-морской базы Kings Wharf.

Началось интенсивное строительство казематов и магазинов, верфей и складов, казарм и эллингов, пирсов и слипов. Работы хватало, в отличие от рабочих рук, и пришлось прибегнуть к труду заключенных. В гавани помимо боевых кораблей, плавучих госпиталей, складов и судов снабжения стояли также корпуса разоруженных старых линкоров, ставших плавучими тюрьмами. Имелась и подземная темница в пещере в форте The Keep, который охранял базу. Так что орудийные казематы и капониры крепости вырублены каторжниками – в прочнейшем камне!

Положение Бермуд позволяло контролировать всю Атлантику от Ньюфаундленда до Вест-Индии и даже до Фолклендов и о. Св. Елены, что и было отражено в новом названии: эскадра р. Св. Лаврентия и американского побережья. Многие из адмиралов, державших свой флаг на Бермудах, такие как Худ и Хоу, составляют гордость королевского флота. В 1823 г. в форте TheKeepбыл построен Commissioner's House, как жилье и офис для сотрудников базы, сейчас там упомянутый выше музей, но более важным атрибутом военно-морской базы является не офис, а док, не так ли?

Корабли требуют периодической чистки подводной части, они сталкиваются, садятся на рифы, получают боевые повреждения, так что док совершенно необходим. Но вырыть сухой на Бермудах трудно: во-первых, мало места, во-вторых, мешал очень крепкий, но при этом трещиноватый камень. В-третьих, выемка котлована потребовала бы огромных трудозатрат и тысяч тонн бетона, а население островов даже к концу XIX в. не превышало 9 тысяч человек. Поэтому оптимальным решением стала постройка плавучего дока в Англии и буксировка его на Бермуды.

Строить начали в августе 1866 г., на верфи Кемпбелла Джонстона в Силвертауне, около Норт Вулвича на Темзе, а 3 сентября 1868 г. док был спущен на воду – боком, ввиду внушительных размеров: 381 фут длины, 123 ширины и 74 фута высоты – причем не от киля, а от «дека», так сказать. Этот способ стал с тех пор широко применяться в судостроении. 20 мая 1869 г. началась буксировка в море, поэтому дата, указанная на литографии с картины Даттона не может быть верной! Команда составляла 80 человек.


6. Док «Бермуда» в деле

До Мадейры его вели «Нортумберленд» и «Эджинкорт», новейшие броненосные фрегаты, за год до того вошедшие в строй. Военно-морские технологии стремительно развивались и эти фрегаты были больше и сильнее «Уорриора». Выйдя с Мадейры 3 июля 1869 г., караван пришел на Бермуды 28 июля и местная The Royal Gazette (она выходит и поныне) сообщала:

«Два огромных корабля, «Уорриор» и «Черный принц», появились, буксируя огромную конструкцию к западной оконечности острова, а «Террибл» служил рулем. Все высоты были заняты колясками и толпами народа, а вода покрыта всевозможными лодками. Цуг броненосцев не мог провести док через узость, так что проводку завершил «Террибл» с местным буксиром «Спитфайр» во главе. Их сопровождала пришедшая из Британии флотилия в составе канонерок «Вайпер» и «Виксен» с вооруженным пароходом «Лепвинг».

Над Британской империей в те поры не заходило солнце, кораблей у владычицы морей было много ‑ и док не стоял без дела! С грузоподъемностью более 8 тыс. тонн он мог принять подавляющее большинство судов. Так один технологический прорыв влек за собой другой, подстегивал третий, ведя в итоге к созданию мира, в котором мы живем.

Однако после тридцати трех лет интенсивной службы док износился и проржавел, да и корабли к тому времени увеличились в размерах. Поэтому в 1902 г. ветерана оттащили на мелководье, заменив более крупным AFD 1 (Admiralty Floating Dock No 1). По одним сведениям «Бермуду» продали немецкой фирме на металлолом, но начавшаяся мировая война помешала разборке, по другим просто бросили. В 50-е годы ржавый остов пробовали взорвать динамитом, чтобы очистить гавань, но затея не удалась.

Вернуться назад

Архив статей

 

вернуться


Карта сайта | Контактная информация | Условия перепечатки | Условия размещения рекламы

«Сайт журнала «Знание-сила»» Свидетельство о регистрации электронного СМИ ЭЛ №ФС77-38764 от 29.01.2010 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
© АНО «Редакция журнала «Знание-сила» 2012 год

По техническим вопросам функционирования сайта обращайтесь к администратору

При поддержке медицинского портала ОкейДок


Rambler's Top100
av-source