Научно-популярный журнал, издается с 1926 года

Презентация итогов проекта «Музей как лицо эпохи (продолжение)»

Презентация итогов проекта «Музей как лицо эпохи (продолжение)»

Презентация итогов проекта «Музей как лицо эпохи (продолжение)», осуществленного журналом «Знание-сила» при поддержке Фонда президентских грантов, состоялась 23 октября в Малом зале ЦДЛ. Прежде всего была представлена вторая часть сборника «Музей как лицо эпохи», в которую вошли публикации в журнале с декабря 2017 по октябрь 2018, но также и статьи, напечатанные в 2000-е и 1990-е годы. (В первой части, вышедшей в 2017-м, есть даже работы 1960-х-1970-х годов, написанные известными литературоведами. Эти тексты, впервые печатавшиеся на страницах журнала «Знание-сила» полвека назад, сами уже стали частью нашей культуры).

А еще по каждому из пяти музеев сняты видеофильмы, три из них (про богатую культурными событиями историю усадьбы Мураново, про жизнь семьи Чеховых в Доме-комоде и про городскую усадьбу, в которой Федор Шаляпин проводил время с детьми, готовился к ролям, встречался с друзьями) с интересом посмотрели гости вечера. Видеофильмы будут переданы музеям.

«Лицо» в заголовке проекта – действительно «лицо», а не условность заголовка. Основное внимание – подробностям быта и жизни, дружб, пересечений судеб. Об этом говорила куратор проекта Надежда Алексеева. В некоторых статьях сам музей – скорее повод рассказать подробно о поэте, например, о Тютчеве, который в Мураново не жил, но благодаря сыну представлен там своими личными вещами. А иногда в мелочи раскрывается что-то человечески важное: так Горький «испортил» заказными стеллажами продуманный Шехтелем антураж, лишь бы каждая книга была обращена к нему корешком, каждая всегда была рядом и на виду.

Двухтомник и создавался личностно, в общении. Большинство материалов — интервью с сотрудниками музеев, плод сотрудничества, в том числе при видеосъемках. По словам Игоря Харичева, генерального директора журнала, видеосъемки были самым интересным. Работали профессионалы, режиссер научно-популярных фильмов Алексей Вырский с командой, а сотрудники журнала брали интервью у музейных работников.

Харичев, рассказывая о съемках: «… Когда сняты ограждающие шнурки, открыты все двери, когда можно близко подойти к любому экспонату… Нет, не тронуть – это непозволительно – внимательно рассмотреть, находясь вблизи. Это прекрасно. Совсем другое ощущение. Никогда не забуду, как я склонился над нотами на простом столе у окна – это была последняя нотная запись Чайковского…» 

Любовь Сумм

 

Reset password

Recover your password
A password will be e-mailed to you.
Back to
Закрыть панель