«Бесконечное зеркало» реальности и мифов

«Бесконечное зеркало» реальности и мифов

Два понятия определяют осознанное существование человека — мифология и символизм (в широком смысле слова). Наше восприятие окружающего мира — это бесконечное отражение одного в другом: реальности в мифах, а мифов в реальности. Уже в далекой древности люди начали задаваться вопросами «кто мы?», «откуда мы пришли?», «куда мы уйдем?». И, глядя на окружающий мир, животных, растения, вглядываясь в звездное небо, они создавали свою картину мира — мифические миры, в которых всему находилось свое место и объяснение. Человечество развивалось, возникали и разрушались великие империи. Менялось восприятие мира, менялась сама картина мира. Одни мифы остались в далеком прошлом, покрывающие, как прах, обломки цивилизаций. Другие дожили до наших времен, сохраненные в памяти народов.

Но каждая эпоха порождает свою мифологию, которая зачастую переплетается с прошлой, и остается жить далее.

С древнейших времен мифы были неким отражением действительности. Глядя на вполне реальные объекты — звезды — люди древности населяли небо целым сонмом богов, героев, антропоморфных, мифических существ. А затем мифы уже находили себе место в жизни людей, воплощаясь, в том числе, в литературных произведениях. Которые, в свою очередь, способствовали появлению новых мифов, уже на ином уровне.

Статьи Главной темы — о специфически несходных между собой произведениях искусства — созданных в неодинаковые эпохи, в разных странах, иногда с диаметрально противоположными установками, но тем не менее симметричным образом определивших развитие общечеловеческой культуры.

«Лебединое озеро» — несомненно, знаковая хореография — не только для своего времени, для 1877 года, но и для эпохи 1990‑х годов. Роковой жребий мадемуазель Матильды Кшесинской и формирование ГКЧП — символические вехи нашей самобытной истории, которые мы сегодня — вопреки всему, через десятилетия после путча — все-таки в большой мере воспринимаем и осмысляем сквозь призму удивительной музыки Чайковского.

Любопытно, что символ лебедя оказался знаковым для многих народов, исповедующих разные религии — об этом отдельный рассказ. Так, для народов Сибири и Дальнего Востока лебедь — одно из первых сотворенных существ, благодаря которому, в частности, была обретена твердь. Для ряда этносов Австралии, для якутов, монголов, зырян, лебедь — тотемное существо. Во многих культурах он остается актуальным поэтическим образом-мифологемой, связывающим верхний и нижний миры. Даже в алхимии лебедь — значимая фигура — символ второй стадии алхимического процесса — albedo (белое делание). Можно сказать, что Лебедь — олицетворение и символ души — общемировой и человеческой.

Статья об Аполлоне и его священных птицах повествует о развитии культа поклонения Солнцу — источнику тепла и жизни — заставляя вспоминать об использовании солнечного символа в разные эпохи, в частности, в катастрофичный для человечества период — Вторую мировую войну. Символ, который оказался искажен, поруган — но, несмотря ни на что Аполлон — покровитель искусств и врачеватель — и сегодня не оставляет смертных, помогая им. Схоластика и средневековое богословие призывали идти к божественному творчеству, преодолевая немощь плоти, укрепляясь духовно («Civitas terrena» Блаженного Августина). У Анри Бергсона — жизненный порыв творит, преодолевая материю и устремляясь в бесконечность. И в наше время скилл-арт магическим сиянием освещает нашу земную жизнь, заставляя отделять преходящее от нерушимого, истинное от ложного, свет от тьмы… «Слово о полку Игореве» — сказание о трагедии, братоубийственной вражде и любви к человечеству — оно и сейчас, спустя столько веков после его возникновения — по-прежнему приковывает внимание читателей, заставляя размышлять над мистическими загадками, которые оставил его неведомый создатель. Они влекут нас. Потому что за ними — наша история…