ГЛАВНАЯ ТЕМА
После постмодерна. Новые горизонты
Александр Марков
Литература: новое культурное состояние
Сейчас границы литературы сместились. При этом мы не сможем сразу ответить, почему, скажем, «Похвалу глупости» и «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского мы относим к литературе, а не менее образно и гладко написанные его труды «Оружие христианского воина» или «Рассуждение о свободе воли» — нет. Почему «Утопия» Томаса Мора — литература, а «История Ричарда III» — историческое сочинение.
Катерина Груздева
Музыка — вечный дом
Наверняка в умах уже бродила и высказывалась мысль, что раз архитектура — это застывшая музыка, то музыка, наоборот, — движущаяся архитектура.
Катерина Груздева
Время — главный архитектор
Если отталкиваться от знаменитого тезиса «архитектура — застывшая музыка», то кажется обязательным, особенно в рамках темы «новое культурное состояние», рассматривать архитектурные вопросы «симфонически»…
Михаил Эпштейн
Наброски к теории всего
Интерес к гуманитарным наукам, падавший на рубеже XX—XXI веков из-за гигантского успеха естественных наук и технологий, теперь начинает возрождаться, как ни парадоксально, именно благодаря этим успехам.
НОВОСТИ НАУКИ
ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ
ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ
Сергей Ястребов
Рационализация индивидуального развития
Проблема связи (как тогда говорили, параллелизма) между индивидуальным развитием живых организмов и их межвидовыми различиями стала совершенно очевидной в апреле 1825 года.
РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ
Борис Жуков
Уроки страха
КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ
КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Луна: взгляд с Земли
Освоение Луны могло бы стать той задачей, вокруг которой можно было бы строить будущее. И сегодняшние наши планы нацеливают именно на выполнение этой достойной задачи.
НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ
Леонид Намер
История про воду и кофе
Вопрос о структурах в «реальной воде» на данный момент не может считаться закрытым.
СУММА ТЕХНОЛОГИЙ
Алексей Ренкель
Бетон вокруг нас
Некоторые исследователи утверждают, что бетон использовали в Древнем Египте и при строительстве Великой китайской стены, но массовое применение он получил в Древнем Риме.
НОВОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
Сергей Храмков
Начало Гражданской войны в России
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
Юрий Кирпичев
Корабли, пряности, пошлины
Португальцы с испанцами самонадеянно поделили мир на сферы влияния, но вскоре в океаны вышли за своей долей заморских сокровищ англичане и голландцы, не желавшие считаться с их амбициями.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПРОСТРАНСТВО
Владислав Дегтярев
Свет и контроль
Стекло, создавая прозрачные преграды, преодолеть которые может только зрение, одновременно соединяет и разъединяет, открывает и скрывает…
В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ
Дела нейтринные
У СОЛОВЕЦКОГО КАМНЯ
Александр Волков
«Вызываю весь мир Марр мор — на бой!»
ВО ВСЕМ МИРЕ
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
Андрей Тартаковский
Неразгаданный Барклай
Еще в 1832 году вышел русский перевод многотомного труда Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта», где Барклай признавался главным виновником поражения французского императора.
ВГЛУБЬ ВРЕМЕН
Александр Волков
Философ и тиран
МИР ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
Леонид Перлов
Лицом к морю
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ
Василий Климов
Божественная тиляпия
ЮБИЛЕИ КРУГЛЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ
ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
Наверняка в умах уже бродила и высказывалась мысль, что раз архитектура — это застывшая музыка, то музыка, наоборот, — движущаяся архитектура. И действительно, музыка может быть домом. Едешь, идешь ли куда-то… вдеваешь в себя наушники с песнями, и ты — точно в домике, а то и в замке с могучими стенами.
Раз пришел образ замка, приходит и тема рок-музыки. Но там, в этом замке, проходит вечный смелый «ремонт», потому что рок-музыка — это одна из ярких и очевидных форм обновления культурного состояния общества.
Сейчас границы литературы сместились. При этом мы не сможем сразу ответить, почему, скажем, «Похвалу глупости» и «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского мы относим к литературе, а не менее образно и гладко написанные его труды «Оружие христианского воина» или «Рассуждение о свободе воли» — нет. Почему «Утопия» Томаса Мора — литература, а «История Ричарда III» — историческое сочинение.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
Еще в 1832 году вышел русский перевод многотомного труда Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта», где Барклай признавался главным виновником поражения французского императора.
Хрустальный дворец, Лондон, арх. Джозеф Пакстон, 1851
Стекло, создавая прозрачные преграды, преодолеть которые может только зрение, одновременно соединяет и разъединяет, открывает и скрывает…
«Проект «постмодерн» закрыт официально», — написал кто-то в одной из социальных сетей в начале декабря прошлого года, комментируя весть о смерти одного из самых значительных русских прозаиков последнего полстолетия, Андрея Битова. Ну, «официально» постмодерн никогда и не открывался (и вряд ли был «проектом», то есть — умышленным, продуманным, намеренно устроенным предприятием, — скорее, культурным состоянием, то есть чем-то таким, что владело всеми нами помимо нашей воли, диктуя нам образ мысли и вообще характер видения мира). А вот о том, что он подходит к своему концу, что эпоха «постсовременности» исчерпала себя, — разговоры ведутся уже не первое десятилетие — ничуть не уступая в продолжительности спорам о том, в чем этот постмодерн, собственно, состоял и когда он вообще начался. (Уж сколько раз, подумаешь, его закрывали, — а он все не кончается и не кончается…)