Искушение знанием

Искушение знанием

Широкой просветительской деятельности в сфере научных знаний уже не один век. Участник кругосветного плавания фрегата «Аврора» (1853–1857) юнкер Николай О’Рурк, посетив на начальном этапе экспедиции Лондон, записал в своем дневнике: «… Мы направились в The Royal Polytechnic Institution. (За вход берут 1 шиллинг, столько же и за каталог). Основан в 1838 году и открыт для публики ежедневно от 10 ч. утра до 5 ч. пополудни и от 7 ч. до 10 ч. вечера. Здесь лучшие профессора читают лекции: о воздушных шарах, о железных дорогах, об электрическом телеграфе, а также по химии и по электричеству. Тут же показываются модели разных машин и даются объяснения по ним». И ниже: «… Мы наконец отправились… в близлежащий против гостиницы Globe. (Слово Globe не требует объяснений, но следует упомянуть, что здесь читаются лекции по географии, входная плата 1 шиллинг)».

Созданный в Москве в 1872 году Политехнический музей тоже призван был заниматься просветительской деятельностью. Еще раньше, в 1863‑м, было образовано Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, объединившее не только ученых, но и тех, кто проявлял интерес к этим наукам. А в 1861‑м начал выходить журнал «Вокруг света», одно из первых в мире изданий на познавательную тематику.

В наши дни просветительская деятельность осуществляется не только в форме научно-популярных книг, журналов и публичных лекций, которые, кстати, можно прослушать как в соответствующих залах, так и через интернет, не говоря уже про несколько устаревшую форму — по телевизору, но и через сообщества, группы, паблики в соцсетях. Давно уже вошли в нашу жизнь научно-популярные видеофильмы, также доступные в сети. С недавних пор стали популярны научные музеи, в которых «живая» экспозиция, где не только можно, но и нужно трогать экспонаты, где дети и подростки воочию могут увидеть действие физических законов (даже название за такими музеями закрепилось — экспериментариум). Все более входящая в нашу жизнь виртуальная реальность значительно расширяет возможности научно-просветительской деятельности.

Вместе с тем, социологические опросы, проведенные в последние годы, давали поразительные результаты: примерно четверть россиян полагает, что Солнце вращается вокруг Земли; многие не знают, куда впадает Волга; а слово «честолюбие» объясняют как любовь к чистоте. По всему миру, в том числе и в России, ширится число людей, поддерживающих идею «плоской Земли» (хотя уже около пятисот человек побывало в космосе и смогло увидеть нашу планету со стороны). Всё это — следствие неэффективности научно-просветительской деятельности, ее недостаточности или чего-то иного? Необходимо ли научное просветительство в век узких специалистов, когда человеку требуется много лет для освоения той или иной профессии? Необходимо ли вообще какое-то просветительство в наш век, когда в интернете можно найти любую информацию (правда, без всякой гарантии достоверности). Должно ли поддерживать научно-просветительскую деятельность государство, и какие формы этой деятельности следует считать сейчас приоритетными?

Ответы на эти вопросы вы найдете в материалах Главной темы апрельского номера журнала.