Отечественное кораблестроение в прошлом и настоящем

В 2017 году исполнилось 350 лет отечественному государственному судостроению.

В середине XVII века Россия вела активную торговлю с народами прикаспийского бассейна, в первую очередь с Персией. Товары перемещали прежде всего караванами баркасов по Волге и Каспию. Однако, там купцов, как российских, так и иностранных, поджидали целые флотилии ушкуйников — русских пиратов и других разбойников. Государь Алексей Михайлович Указом от 19 июня 1667 года повелел повести с ними решительную борьбу, для чего начать строительство боевых кораблей для действия в низовьях Волги и на Каспии. Верфь для этого заложили в Дединове на Оке, где давно ловили рыбу для царского стола и где умели строить большие рыбацкие лодки. Общее руководство исполнением Указа было возложено на знаменитого сподвижника царя Афанасия Ордин-Нащокина.

Флагманом будущего флота стал трехмачтовый боевой корабль «Орел». На нем впервые подняли государственный триколор — по тогдашней терминологии бело-лазорево-червчатый. Спуск корабля на воду состоялся 19 мая 1668 года.

Мы напомним историю создания корабля «Орел» и расскажем о современном состоянии отечественного судостроения, о том новом, что происходит в этой сфере промышленности и связанной с ней науке.

Содержание номера

ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Александр Волков

Большим кораблям — большое плавание!

НОВОСТИ НАУКИ

В рубрике: Найден источник загадочного гамма-излучения. Супервулканы и опасности для человечества. Тайна вытянутых черепов.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Отечественное государственное судостроение: от корабля «Орел» до атомных ледоколов-гигантов

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Андрей Шаблин

Корабль «Орел» и начало российского кораблестроения

350 лет тому назад в России было начато строительство морских судов европейского типа. Первым морским кораблем стал «Орел», построенный в 1667—1669 годах на первой государственной кораблестроительной верфи в селе Дединово, расположенном на берегу Оки. К сожалению, история верфи и строительства на ней первого российского военного корабля нечасто привлекает внимание современных исследователей, хотя именно здесь закладывались многие традиции российского кораблестроения.

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Алексей Рахманов

Отечественное судостроение вчера, сегодня и завтра

В наши дни корабли и суда самого разного назначения строятся на многих отечественных предприятиях. Значительная их часть входит в Объединенную судостроительную корпорацию. В холдинг входят несколько десятков проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах Российской Федерации — от Калининграда до Владивостока, от Северодвинска до Астрахани.

ВО ВСЕМ МИРЕ

В рубрике: Сила слова. Еда из насекомых. Мумии инопланетян подлинны. Средство от ожирения. Самый вредный кактус. Как остановить старение тела?

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО

Юрий Кирпичев

Американский филантроп и русский Великий князь

ПАРАД ИННОВАЦИЙ

Леонид Намер

Виртуальная «Аврора»

АРХИВНЫЕ СТРАНИЦЫ

Зиновий Каневский

«Пропавшая» экспедиция

У КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Дмитрий Баюк

Зачем эта книга

У КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Тим Скоренко

Бульб Владимира Юркевича, или Корабельная история

РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ

Борис Жуков

Вид, созданный песней

ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Александр Зайцев

По Северному морскому пути

Скоро Северный Ледовитый океан часть времени в году станет почти свободен ото льда, и транспортировка грузов по Северному морскому пути сможет конкурировать с южным маршрутом.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Алексей Ренкель

Путешествие на Северный полюс: эстафета поколений

КНИЖНЫЙ НАВИГАТОР

Леонид Ашкинази

Море, флот, книги

КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Александр Грудинкин

На привязи магнитной силы

О РОБОТАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ

В рубрике: Почему люди зависят от соцсетей. Новый рекорд. И снова о телевизорах. Игры оправданы!

РОССИЯ СТО ЛЕТ НАЗАД

Юлия Кудрина

1918 год — год убийства царской семьи в дневниках императрицы Марии Федоровны

Лето выдалось в Крыму жарким. Для императрицы пребывание там становилось все более тягостным. Сердце матери предчувствовало надвигающуюся беду…

ЧУДЕСА СВЕТА

Михаил Георгиади

Дельта Волги

ЧЕЛОВЕК ПРОЗРАЧНЫЙ

Александр Волков

От всеобщего витализма — к молекулярному

СКЕПТИК

Станислав Лем

Вести из Космоса

ВГЛУБЬ ВРЕМЕН

Александр Голяндин

Рождение морской империи

КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ

В рубрике: Зачем едят самцов? Откуда взялись змеи? Где жили предки тараканов? Как зомбировать муравьев. Крысы-бизнесмены. Кого кусают собаки?

МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ

Екатерина Селезнёва

Дом, хранящий отзвук великого голоса

Изящный светлый особняк на Новинском бульваре связан с биографией великого русского певца, знаменитого баса Федора Ивановича Шаляпина. Это — первый собственный московский дом артиста, и он наполнен особой «домашней», неповторимой шаляпинской атмосферой. Федор Иванович провел тут двенадцать лет; это время расцвета его таланта, зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.

МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ

Наталья Рожкова

Создан на радость всем: окружение Ф. И. Шаляпина

«Когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». Это высказывание В. И. Немировича-Данченко о Ф. И. Шаляпине — не просто восхищение великого режиссера талантом великого артиста. Маленькое слово «всем» передает любовь зрителей и современников не только к удивительному голосу, но и к яркой личности богатыря отечественной сцены, дружить с которым посчастливилось многим.

МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ

Наталья Рожкова

Публику нельзя обманывать!

Сценическому обаянию Шаляпина способствовали его прекрасные внешние данные: высокий рост, крепкая, гибкая фигура и лицо с выразительными глазами, но лишенное резких черт…

AD MEMORIAM

Сергей Смирнов

Жил-был Стивен Хокинг…

ЛЮДИ НАУКИ

Вильям Смит

«Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли…»

ЦИТАТЫ ПОД МИКРОСКОПОМ

Константин Душенко

Они этого не говорили

МОЗАИКА

В рубрике: Первая кровь. Статуи скоро погибнут. Это невозможно! Запах и политика

Дом, хранящий отзвук великого голоса

Изящный светлый особняк на Новинском бульваре связан с биографией великого русского певца, знаменитого баса Федора Ивановича Шаляпина. Это — первый собственный московский дом артиста, и он наполнен особой «домашней», неповторимой шаляпинской атмосферой. Федор Иванович провел тут двенадцать лет; это время расцвета его таланта, зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.

Комментарии к записи Дом, хранящий отзвук великого голоса отключены

Публику нельзя обманывать

«Когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». Это высказывание В. И. Немировича-Данченко о Ф. И. Шаляпине — не просто восхищение великого режиссера талантом великого артиста. Маленькое слово «всем» передает любовь зрителей и современников не только к удивительному голосу, но и к яркой личности богатыря отечественной сцены, дружить с которым посчастливилось многим.

Комментарии к записи Публику нельзя обманывать отключены

Отечественное судостроение вчера, сегодня и завтра

В наши дни корабли и суда самого разного назначения строятся на многих отечественных предприятиях. Значительная их часть входит в Объединенную судостроительную корпорацию. В холдинг входят несколько десятков проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах Российской Федерации — от Калининграда до Владивостока, от Северодвинска до Астрахани.

Комментарии к записи Отечественное судостроение вчера, сегодня и завтра отключены

Корабль «Орел» и начало российского кораблестроения

350 лет тому назад в России было начато строительство морских судов европейского типа. Первым морским кораблем стал «Орел», построенный в 1667—1669 годах на первой государственной кораблестроительной верфи в селе Дединово, расположенном на берегу Оки. К сожалению, история верфи и строительства на ней первого российского военного корабля нечасто привлекает внимание современных исследователей, хотя именно здесь закладывались многие традиции российского кораблестроения.

Комментарии к записи Корабль «Орел» и начало российского кораблестроения отключены