Отечественное кораблестроение в прошлом и настоящем
В 2017 году исполнилось 350 лет отечественному государственному судостроению.
В середине XVII века Россия вела активную торговлю с народами прикаспийского бассейна, в первую очередь с Персией. Товары перемещали прежде всего караванами баркасов по Волге и Каспию. Однако, там купцов, как российских, так и иностранных, поджидали целые флотилии ушкуйников — русских пиратов и других разбойников. Государь Алексей Михайлович Указом от 19 июня 1667 года повелел повести с ними решительную борьбу, для чего начать строительство боевых кораблей для действия в низовьях Волги и на Каспии. Верфь для этого заложили в Дединове на Оке, где давно ловили рыбу для царского стола и где умели строить большие рыбацкие лодки. Общее руководство исполнением Указа было возложено на знаменитого сподвижника царя Афанасия Ордин-Нащокина.
Флагманом будущего флота стал трехмачтовый боевой корабль «Орел». На нем впервые подняли государственный триколор — по тогдашней терминологии бело-лазорево-червчатый. Спуск корабля на воду состоялся 19 мая 1668 года.
Мы напомним историю создания корабля «Орел» и расскажем о современном состоянии отечественного судостроения, о том новом, что происходит в этой сфере промышленности и связанной с ней науке.
Содержание номера
ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Александр Волков
Большим кораблям — большое плавание!
НОВОСТИ НАУКИ
В рубрике: Найден источник загадочного гамма-излучения. Супервулканы и опасности для человечества. Тайна вытянутых черепов.
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Отечественное государственное судостроение: от корабля «Орел» до атомных ледоколов-гигантов
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Андрей Шаблин
Корабль «Орел» и начало российского кораблестроения
350 лет тому назад в России было начато строительство морских судов европейского типа. Первым морским кораблем стал «Орел», построенный в 1667—1669 годах на первой государственной кораблестроительной верфи в селе Дединово, расположенном на берегу Оки. К сожалению, история верфи и строительства на ней первого российского военного корабля нечасто привлекает внимание современных исследователей, хотя именно здесь закладывались многие традиции российского кораблестроения.
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Алексей Рахманов
Отечественное судостроение вчера, сегодня и завтра
В наши дни корабли и суда самого разного назначения строятся на многих отечественных предприятиях. Значительная их часть входит в Объединенную судостроительную корпорацию. В холдинг входят несколько десятков проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий, на базе которых консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Предприятия ОСК работают во всех крупных портово-транспортных узлах Российской Федерации — от Калининграда до Владивостока, от Северодвинска до Астрахани.
ВО ВСЕМ МИРЕ
В рубрике: Сила слова. Еда из насекомых. Мумии инопланетян подлинны. Средство от ожирения. Самый вредный кактус. Как остановить старение тела?
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО
Юрий Кирпичев
Американский филантроп и русский Великий князь
ПАРАД ИННОВАЦИЙ
Леонид Намер
Виртуальная «Аврора»
АРХИВНЫЕ СТРАНИЦЫ
Зиновий Каневский
«Пропавшая» экспедиция
У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Дмитрий Баюк
Зачем эта книга
У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Тим Скоренко
Бульб Владимира Юркевича, или Корабельная история
РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ
Борис Жуков
Вид, созданный песней
ЖУРНАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Александр Зайцев
По Северному морскому пути
Скоро Северный Ледовитый океан часть времени в году станет почти свободен ото льда, и транспортировка грузов по Северному морскому пути сможет конкурировать с южным маршрутом.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Алексей Ренкель
Путешествие на Северный полюс: эстафета поколений
КНИЖНЫЙ НАВИГАТОР
Леонид Ашкинази
Море, флот, книги
КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Александр Грудинкин
На привязи магнитной силы
О РОБОТАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
В рубрике: Почему люди зависят от соцсетей. Новый рекорд. И снова о телевизорах. Игры оправданы!
РОССИЯ СТО ЛЕТ НАЗАД
Юлия Кудрина
1918 год — год убийства царской семьи в дневниках императрицы Марии Федоровны
Лето выдалось в Крыму жарким. Для императрицы пребывание там становилось все более тягостным. Сердце матери предчувствовало надвигающуюся беду…
ЧУДЕСА СВЕТА
Михаил Георгиади
Дельта Волги
ЧЕЛОВЕК ПРОЗРАЧНЫЙ
Александр Волков
От всеобщего витализма — к молекулярному
СКЕПТИК
Станислав Лем
Вести из Космоса
ВГЛУБЬ ВРЕМЕН
Александр Голяндин
Рождение морской империи
КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ
В рубрике: Зачем едят самцов? Откуда взялись змеи? Где жили предки тараканов? Как зомбировать муравьев. Крысы-бизнесмены. Кого кусают собаки?
МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
Екатерина Селезнёва
Дом, хранящий отзвук великого голоса
Изящный светлый особняк на Новинском бульваре связан с биографией великого русского певца, знаменитого баса Федора Ивановича Шаляпина. Это — первый собственный московский дом артиста, и он наполнен особой «домашней», неповторимой шаляпинской атмосферой. Федор Иванович провел тут двенадцать лет; это время расцвета его таланта, зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы.
МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
Наталья Рожкова
Создан на радость всем: окружение Ф. И. Шаляпина
«Когда бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». Это высказывание В. И. Немировича-Данченко о Ф. И. Шаляпине — не просто восхищение великого режиссера талантом великого артиста. Маленькое слово «всем» передает любовь зрителей и современников не только к удивительному голосу, но и к яркой личности богатыря отечественной сцены, дружить с которым посчастливилось многим.
МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
Наталья Рожкова
Публику нельзя обманывать!
Сценическому обаянию Шаляпина способствовали его прекрасные внешние данные: высокий рост, крепкая, гибкая фигура и лицо с выразительными глазами, но лишенное резких черт…
AD MEMORIAM
Сергей Смирнов
Жил-был Стивен Хокинг…
ЛЮДИ НАУКИ
Вильям Смит
«Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли…»
ЦИТАТЫ ПОД МИКРОСКОПОМ
Константин Душенко
Они этого не говорили
МОЗАИКА
В рубрике: Первая кровь. Статуи скоро погибнут. Это невозможно! Запах и политика