Время: человеческое измерение

Время: человеческое измерение
Пражские астрономические часы Орлой, изготовленные в 1410 году часовым мастером Микулашем Каданом и профессором Карлова университета Яном Шинделем.

«Река времени» стремительна. Шесть месяцев пролетело с тех пор, как мы вели разговор о времени в рамках Главной темы январского номера — надеемся, наши читатели еще не забыли об этом. Тогда мы обсуждали, как видится природа времени представителям разных естественных наук: космологам, физикам, темпорологам. И с самого начала понимали, что разговор будет неполным без подключения к нему гуманитариев. Тем более, что на самом деле «гуманитарное» восприятие времени — человеческое, образное, эмоциональное — гораздо старше всех научных его моделей. И мы обещали продолжение разговора. Главная тема этого номера вновь посвящена времени.

С древнейших времен и до раннего средневековья сутки разделяли на определенные периоды — утро, полдень, вечер, ночь, между которыми не существовало четких границ, таким образом, на практике точного отсчета времени не было. И само представление о времени было иным — в средние века исходили из принципа, что время принадлежит Богу и потому не может быть «взвешено, измерено, продано». Единственное место, в котором пытались упорядочить время, была церковь, а точнее монастыри, и первые механические часы появились именно в монастырях. Церковное время отличалось от природного, противопоставлялось ему. В монастырях сутки разделяли в соответствии с задачами богослужения. Но названия служб и соответственно отмеряемых часов — первый, третий, шестой, девятый — отмечали не точные интервалы в современном понимании продолжительности времени, а начало определенных этапов суточного богослужения. Потому в те времена продолжительность дневного часа летом и зимой отличалась. Позднее механические часы перекочевали из монастырей на башни церквей.

Время стало существенной составляющей жизни людей.

Расспрашивая представителей разных гуманитарных специальностей — историка, психолога, филолога — о времени, мы не могли не обратиться к философам — относя философию к числу, всё-таки, скорее гуманитарных форм мышления о мире. Всё оказалось сложнее. Доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН Андрей Севальников в своей статье перекинул мост от сегодняшнего разговора к тому, который состоялся  учёными-естественниками в январском номере, обратив наше внимание на время в квантовой механике и — в связи с этим — на диалог своей дисциплины с физикой. Его статья, напечатанная в настоящем номере за пределами Главной темы — удачное завершение разговора о гуманитарных материях, свидетельство того, насколько родственны — и даже неразрывно переплетены друг с другом — две традиционно выделяемых ветви знания о целостности мира и мышления о нём.