Школьный кризис

Единый государственный экзамен — странная попытка решить все проблемы современной российской школы, изменив инструмент измерения результатов ее работы. Никто не оспаривает сам факт кризиса средней школы, поразившего, между прочим, не только нашу, но и западную систему образования.

Создатели единых стандартов школьных знаний, созданных впопыхах и  келейно, природу этого кризиса видят исключительно в коррупции, поразившей всю систему школьного и вузовского образования, а свою задачу — в выравнивании шансов всех выпускников из семей бедных и богатых, из деревень, малых и крупных городов получить университетский диплом.

Но первые же скандальные результаты ЕГЭ показали, что природа кризиса современной российской школы много глубже и разобраться в ней, заменив экзамены на тесты, невозможно.

Природу и истоки «школьного кризиса» в этом номере рассматривают с разных сторон школьный учитель, преподаватель вуза, родительница (и одновременно учительница) и эксперт-«системщик».

Многие материалы — и не только выбранные нами — вы можете найти в Интернете: споры на эту тему бесконечны, и страсти в последнее время  накаляются.

Содержание номера

ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

А. Волков

Солнечный удар

Новый максимум солнечной активности будет самым мощным за последние полвека. Он ожидается в 2011—2012 годах, то есть придется на время очередных президентских выборов в России и «президентскую гонку» в США. Чего же ждать от этого сезона солнечных бурь?


НОВОСТИ НАУКИ

***


*****

Е. Щукина

И все-таки они восстанавливаются


ГЛАВНАЯ ТЕМА

***

Школьный кризис

Истоки кризиса российской средней школы много глубже, чем способ оценивания знаний, полученных в ней, и ЕГЭ дела не исправишь. О природе и проявлениях этого кризиса говорят преподаватели школы и вуза, родители, независимый эксперт.


ГЛАВНАЯ ТЕМА

С. Переслегин

Медленное умирание школы


ГЛАВНАЯ ТЕМА

Н. Покровский

Живите спокойно, дорогие товарищи!


ГЛАВНАЯ ТЕМА

Н. Иващенко

«Дети Индиго» и кризис традиционной педагогики


ГЛАВНАЯ ТЕМА

С. Красносельский

Трудности образования


*****

А. Грудинкин

Ему нет сорока, и он — великий русский математик


ВО ВСЕМ МИРЕ

***


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ: ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

М. Медведев

Московские всадники


РАЗМЫШЛЕНИЯ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ

С. Смирнов

Жил Перельман в Курчатнике…


«ЛИСА» У СКЕПТИКА

***

Демографические открытия ответственных лиц


КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

М. Вартбург

Новая биография Венеры


ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ

В. Руднев

Сумасшедший профессор


СЛОВА И СМЫСЛЫ

В. Иваницкий

Новое Вопросительное*


ВСЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Р. Григорьев

Еще раз о холестерине


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

П. Ростин

Ветер


*****

***

Куда спешат колесики эволюции?


КЛУБ «ГИПОТЕЗА»

Э. Галимов

Что такое жизнь? Концепция упорядочения


ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ

***


ДЕНЬ ЗА ДНЕМ: АНТРОПОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

А. Савинов

Зелья, травы, корешки: «чудодейственные вещи» в повседневной жизни


МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ

Е. Съянова

«Нет, я ни о чем не жалею»


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИРИКА

О. Балла

Наша маленькая вечность


РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ

Ал Бухбиндер

Собаки, слоны и спутники


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

А. Цирульников

Между НКВД и снежным человеком


БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

***


ЛЮДИ НАУКИ

***

Советская жизнь Льва Ландау глазами историка физики и глазами очевидцев


ЛЮДИ НАУКИ

Г. Горелик

О пристрастной истории физики


*****

***

КАЛЕНДАРЬ «З-С»: СЕНТЯБРЬ


МОЗАИКА

***

Что такое жизнь? Концепция упорядочения

Что такое жизнь? Для всех живых организмов, начиная с бактерий и кончая разумными существами, характерны обособленность от среды, способность к…

Комментарии к записи Что такое жизнь? Концепция упорядочения отключены