Прикоснуться к истории

Много лет подряд мы рассказывали нашим читателям о замечательном конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», проводимом Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал», Международным благотворительным фондом имени Д.С. Лихачёва, Союзом краеведов России и кафедрой региональной истории краеведения РГГУ из года в год. Мы публиковали работы старшеклассников, присланные из всех регионов страны, из городов, поселков, деревень – уникальные записи ушедшей натуры в воспоминаниях людей старшего поколения, дедушек, бабушек и прабабушек авторов исследований, свидетелей и участников исторических событий.

В этом году мы выбрали определенный ракурс рассказа о конкурсе-2015: собственно исследовательская работа школьников, в значительной степени связанная с работой в архивах. Мало того, что факт, о котором записан рассказ свидетеля, должен, по всем правилам науки, получить еще и документальное свидетельство, этот рассказ может быть продолжен по материалам других архивных документов: продлена чья-то биография, в неожиданно новом свете выступит событие, исторический сюжет получит разрешение и окончание.

Но выяснилось и еще одно обстоятельство: школьники не только охотно и много пользовались архивами, иногда становясь первыми читателями забытых в папках документов, они еще и пополняли архивы своими находками.

Научные руководители двух работ, вошедших в число победителей конкурса-2015, учительница истории сельской школы Новосибирской области Татьяна Юрьевна Нерода и руководитель генеалогической программы Детско-юношеского центра Волгограда Светлана Викторовна Воротилова рассказали нашему корреспонденту, как школьники вели свой научный поиск, с какими находками и трудностями они сталкивались, как помогали им сотрудники архивов, музеев, выставок.

Работы, которыми они руководили, представлены в сокращении.

Содержание номера

ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

А. Волков

Библиотеки в ожидании умников и умниц

В последнее время библиотечное дело переживает революцию. Для людей, живущих в разных концах мира, открывается неограниченный доступ к оцифрованным книгам и документам. По идее, можно в считанные секунды заглянуть в каталог любой крупной библиотеки мира и отыскать нужную книгу, хранящуюся в Москве или в Вашингтоне.


НОВОСТИ НАУКИ

***

В рубрике: Найдена гигантская черная дыра.
Млечному Пути вновь предрекли смерть.
О роли Меркурия в возникновении жизни на Земле.
Мужчины-европейцы – потомки нескольких древних родов?
Сельское хозяйство и хрупкость костей


В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ

А. Лефко

Вести из пещеры Манот

Анатолий Лефко сообщает нам новейшие «Вести из пещеры Манот» на севере Израиля, в которой была найдена часть черепа древнего человека – и находка оказалась настолько сенсационной, что специалисты заговорили о ней, не дожидаясь появления официальной публикации. Что же их поразило?


ГЛАВНАЯ ТЕМА

***

Прикоснуться к истории

Старшеклассники многих городов, сел и деревень России уже двадцать лет из года в год занимаются научными исследованиями истории своих семей, улиц, зданий, записывают рассказы участников и свидетелей исторических событий, работают в архивах.


ГЛАВНАЯ ТЕМА

Т. Нерода

Научный центр в Елбани

Учительница истории сельской школы в Новосибирской области Татьяна Нерода рассказывает нашему корреспонденту о том, как работает «Научный центр в Елбани» — в том самом селе, где находится её школа.


ГЛАВНАЯ ТЕМА

Б. Тимофеев, В. Жевлаков, Я. Сидорова

Партизанская борьба в годы Гражданской войны на территории Маслянинского района Новосибирской области


ГЛАВНАЯ ТЕМА

С. Воротилова

Корни и крона

Наш корреспондент Ирина Прусс беседует со Светланой Воротиловой — руководителем генеалогической программы «Корни и крона» в Детско-юношеском центре в Волгограде – о том, как школьники учатся искать сведения, нужные для восстановления генеалогического древа: по сохранившимся семейным документам, по рассказам родственников, по документам в государственных архивах города и страны, а иногда и за рубежом.


ГЛАВНАЯ ТЕМА

А. Селиванова

Пращуры


ВО ВСЕМ МИРЕ

***

В рубрике: На Марсе нашли признаки жидкой воды.
Кто зомбирует людей?
Как медитация влияет на мозг.
Что избавит США от чумы?
Откуда взялись подбородки?
Чистота – это вредно


ОБИТАЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО

Д. Фесенко

Пятая архитектурная утопия

Как известно, ХХ век – это век утопий, не только социальных, но и урбанистических и архитектурных. Карл Мангейм различал четыре вида утопий: консервативную, коммунистическую, либеральную и хилиастическую. Дмитрий Фесенко показывает: архитектура начала XXI века свидетельствует о преемственности утопической традиции. Существует и «Пятая архитектурная утопия».


РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ

Б. Жуков

Теплая рыбья кровь

Давно известно, напоминает Борис Жуков, что – хотя есть рыбы, обладающие частичной функциональной теплокровностью — настоящая теплокровность несовместима с жаберным дыханием: если тело рыбы будет хоть немного теплее воды, жабры неизбежно превратятся в радиатор, через который уйдёт всё тепло. Однако недавняя работа американских ихтиологов из Юго-Западного научного центра в Ла-Хойе (Калифорния) заставляет усомниться в этом. Кажется, ими обнаружена «Тёплая рыбья кровь»…


ИЗОБРЕТАЯ БУДУЩЕЕ

А. Ренкель

Салют Идей!

Наконец-то взрослые поняли, пишет Алексей Ренкель, что детское техническое творчество – одна из важнейших составляющих прогресса в современном обществе. О том, каким изобретениям, сделанным детьми, удалось – и ещё удастся — изменить наш мир и ускорить развитие человечества, — статья «Салют Идей!»


ТУРНИР ЛОМОНОСОВА

С. Смирнов

Экскурсовода умными очами

Тему отношения детей и юношества с науками и мышлением развивает и Сергей Смирнов. Рассказывая о Ломоносовском конкурсе и его победителях – претендентах на поступление по его итогам в вузы, автор позволяет «диковатым абитуриентам» — а также всем желающим — «Экскурсовода умными очами» — посмотреть на мир истории. Он размышляет о том, какие должны быть на конкурсе задачи по истории и рассказывает, как участники справлялись с предложенными заданиями.


УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ

Е. Абелюк

Литература и ее учебник

Учитесь читать, — советует нам Евгения Абелюк, преподаватель лицея 1525 «Воробьёвы горы», заслуженный учитель Российской Федерации, автор учебников и школьных программ. В беседе с нашим корреспондентом Л. Намером она рассказывает о том, как соотносятся между собой «Литература и её учебник» — и о том, как, увы, злокачественные реформы разрушают школу.


АКТУАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

Л. Ашкинази

87 рублей на книжки

Актуальный репортаж Леонида Ашкенази ведётся с независимого съезда учителей Москвы, в котором участвовал и автор. Рассказывая об обсуждавшихся там многочисленных дикостях и нелепостях современного отечественного образования и прикидывая, хватит ли «87 рублей на книжки» (именно столько до сих пор, оказывается, полагается учителю ежемесячно!), он раздумывает и о том, что может быть сделано для спасения школы.


С НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА!

Л. Перлов

Для вас всегда открыта в ГБОУ дверь…

«Для вас всегда открыта в ГБОУ дверь», — иронизирует, поздравляя учеников, учителей и всех причастных С началом учебного года!, Леонид Перлов, — преподаватель географии «Второй школы», почётный работник образования РФ, член оргкомитета Первого альтернативного съезда учителей Москвы. Речь идёт, как вы уже догадались, об особенностях сегодняшнего образования, готового уже отказаться от таких устаревших понятий, как «школа» и «учитель», сократить за ненадобностью количество учебных дисциплин, а детские сады и школы срастить в «комплексы». Что получается в результате? И кто сегодня диктует образовательную политику?


AD MEMORIAM

С. Носов

Наш Российский Дидро

Некролог, написанный Сергеем Носовым, — о том, каким был «Наш российский Дидро» — математик Александр Михайлович Абрамов, многолетний опекун российских участников математических олимпиад.


ПРО ЕДУ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

***

В рубрике: Кофе не бодрит.
Бананы помогут женщинам предотвратить инсульт.
От мяса до рака кишечника.
Диетическая газировка и полнота.
От овощей и фруктов не похудеешь!
Вишневый сок способен бороться с артритом.
Будем есть жуков и тараканов


ПРОБЛЕМЫ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Я. Гольник

Еще раз о «паузе» в глобальном потеплении

Кандидат географических наук Яков Гольник находит оправданным заговорить «Ещё раз о «паузе» в глобальном потеплении» — о паузе, которая возникла в 1998-2012 годах: за это время глобальная температура воздуха почти не выросла. Отчего это произошло? И не торопятся ли радоваться противники теории антропогенного глобального потепления?


В МИРЕ УВЛЕЧЕНИЙ

Н. Тарасенко

Homo scribens, или Человек пишущий

Одна, но пламенная страсть овладела Николаем Тарасенко более двух десятилетий назад: собирательство ручек, — говоря учёным языком – стилофилия. Теперь у него в коллекции уже около пяти тысяч штук пишущих инструментов практически со всех концов света, а вместе с этим – возможность поразмышлять, глядя на это собрание, о том, как устроен и как менялся со временем «Homo scribens, или Человек пишущий».


КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Б. Стариков

Звездная пыль

Все мы, цитирует Борис Стариков американского астронома Сагана, по существу — «Звёздная пыль». Бывшая, разумеется. Но всё равно пыль. Каким же образом – и почему — рассеянные в космическом пространстве мельчайшие элементы превратились в известное нам разнообразие физических тел?


ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА

О. Казак

Историческая память. Как она складывается?

«Историческая память. Как она складывается?» Историк, аспирант Минского государственного университета Олег Казак старается это понять, анализируя рефлексию по поводу событий Первой мировой войны. Как правило, представители различных идеологических течений выборочно акцентируют внимание на определённых аспектах той эпохи, стремясь сконструировать приемлемую для себя модель исторической памяти: успешность таких операций во многом определяет доминирование тех или иных элит в ландшафте региона. Это автор рассматривает на примере событий национально-культурной жизни Подкарпатской Руси в период её вхождения в состав Венгрии.


УЧИТЕЛЯ ОБ УЧИТЕЛЯХ

Е. Пенская

«Милостью Божьей»

Профессор НИУ ВШЭ, декан факультета филологии, доктор филологических наук Елена Пенская вспоминает учителя «Милостью Божьей» — Юлия Анатольевича Халфина (1929-2014), замечательного преподавателя литературы, создавшего в школе, где училась и автор статьи, — Школьный Полифонический Театр, ШэПэТэ (1965). Именно он, утверждает Пенская, стоял у истоков «такого глубоко эзотерического института интеллигентской России, как школьные театры» — достойные названия «культурной лаборатории по отработке актуальных в ту пору моделей нонконформизма» и «мощного терапевтического процесса, обеспечивающего подростку начало социальной эмансипации и вхождения во взрослый мир».


КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ

***

В рубрике: Свободу воли – микроскопическим червям!
Акулы могут размножаться без самцов.
Как движется осьминог?
Обезьяны сбивают беспилотники.
Рыбы тоже любят играть.
О сверхостром зрении тараканов.
Стратегия растений


ВГЛУБЬ ИСТОРИИ

А. Волков

210 оттенков гибели Рима

Пятнадцать веков назад пала Римская империя. В работах философов и экономистов, социологов и историков удалось насчитать не менее 210 причин, которыми объясняли злополучную историю Рима. Так почему все-таки погиб Рим?


РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ

В. Климов

Взгляд зверя

Биолог Василий Климов убеждён, что мы все – и животные, и люди – под разными личинами скрываем одинаковую, единую сущность. Не верите? Попробуйте-ка выдержать «Взгляд зверя». Автор уже не первый год собирает и анализирует взгляды разных живых существ и даже составил собственную – пусть субъективную – классификацию этих взглядов. Что они помогают нам понять о животных?


ВЕРНИСАЖ «З-С»

Е. Генерозова

Младшие Брейгели

Елена Генерозова рассказывает о прошедшей в московском ГМИИ имени А.С. Пушкина выставке «Младшие Брейгели». Картины из собрания Константина Мауергауза» — и о самой династии Брейгелей-художников, — одной из наиболее известных в мире живописи.


СОСЕДИ ПО ПОЛКЕ

А. Голяндин

Вилли идет на войну

Сто лет назад, в годы Первой мировой войны, глубоко в тылу шла своя, недооцененная и по сей день пропагандистская война. Писатели спешно сочиняли задорные стихи и рассказы, переделывали детские сказки, рисовали книжки с картинками, обучая детей азам искусства войны…


КАЛЕНДАРЬ «З-С»

***

Сентябрь


МОЗАИКА

***

В рубрике: Таинственные сигналы. Что «не едят» черные дыры? Заживление ран зависит от умения контролировать свои эмоции. Зеленый чай против ожирения

Homo scribens, или Человек пишущий

Одна, но пламенная страсть, собирательство ручек, по-другому – стилофилия, овладела мною более двух десятилетий назад. Именно тогда завхоз редакции торжественно…

Комментарии к записи Homo scribens, или Человек пишущий отключены