Образование: традиции, шаблоны и новшества (пробьемся сквозь асфальт?)
Ровно десять лет назад, к очередному учебному году, «Знание — сила» активно включился в обсуждение перемен, ожидающих отечественную систему образования. Участвовать в подобных прениях — традиционно для журнала, однако в том памятном году дискуссии приняли наиболее острый характер — в школу вводился Единый Государственный Экзамен. Вводился, как выяснилось, окончательно и бесповоротно, несмотря на беспрецедентную полемику, что, как и предсказывалось, и по прошествии десятилетия не сняло, а во многом и усугубило проблемы как средней, так и высшей школы. Это особенно проявилось сейчас, когда на самом высоком уровне поставлена задача совершить резкий скачок в развитии науки, технологий, инноваций, выстроить «цифровую экономику». В какой же степени образовательные реформы, задуманные много лет назад, отвечают новым вызовам?
Такого рода преобразования — игра вдолгую. Предусмотреть в непрерывно меняющемся мире отдаленные последствия столь масштабной перестройки непросто. Но, по крайней мере, необходимо провести честный анализ сделанного и выяснить, насколько выросшее «поколение ЕГЭ» заточено на решение новых задач, в какой мере способно включиться в создание так требуемого стране инновационного продукта. И возможно ли это в принципе, если формирование будущего инноватора происходит в атмосфере шаблонных подходов, стандартов, единообразия — что в учебниках, что в методах преподавания, что в обюрокраченной работе учителя?
Тем не менее, сквозь эту систему, зачастую вопреки ее «стараниям», прорастают юные таланты, — слава Богу, не оскудела еще ими российская земля. Не обеднела она и заботливыми помощниками, неравнодушными к судьбе своих подопечных, а значит — и к будущему страны. Именно им, понимающим, от чего школу нужно разгрузить, а в чем она крайне нуждается, мы и предоставляем ныне слово в Главной теме. Разговор, начатый в прошлом номере журнала рубрикой «Инновации в образовании» и продолженный сегодня, естественно, не может быть завершен. Безусловно, к поднятой теме придется возвращаться. Слишком высока ставка — на кону развитие отечественной иновационной деятельности, без которой невозможно становление новой экономики, а она требует подготовленных кадров.
ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ
Александр Волков
Другие писатели у нас есть. Это — роботы!
В последние годы роботы устремились в искусство. Умные компьютерные программы сочиняют музыку, создают картины, составляют научно-популярные статьи и даже пишут романы вместо знаменитых беллетристов, медлящих выпустить продолжение бестселлера.
НОВОСТИ НАУКИ
В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ
Андрей Железных
Человек-на-чипе
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Образование: традиции, шаблоны и новшества
Леонид Ашкинази
Выбор пути
Наталья Теряева
Творцы в средней школе? Да!
Сергей Смирнов
Cороковой, юбилейный
Нина Анашина
Учебные проекты: теория и практика
Игорь Рейф
Образовательная прививка от антропоцентричного мышления
ВО ВСЕМ МИРЕ
РОССИЯ СТО ЛЕТ НАЗАД
Александр Горянин
Неизвестная Гражданская война
РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ
Борис Жуков
Нестандартное вымирание
КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Александр Крушанов
Космическая природа жизни
О РОБОТАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
КНИЖНЫЙ НАВИГАТОР
Леонид Ашкинази
То, что касается всех: экономика
МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ
Елена Съянова
«Перед смертью»
ВГЛУБЬ ВРЕМЕН
Александр Голяндин
Знание — сила
Образование в Древнем Риме было привилегией людей состоятельных…
СКЕПТИК
Станислав Лем
Подёнки
МУЗЕЙ — КАК ЛИЦО ЭПОХИ
Светлана Долгополова
Музей на все времена
В августовском номере мы начали разговор о музее-усадьбе Мураново под Москвой, связанном с именами двух больших русских поэтов — Боратынского и Тютчева. Сегодня пришло время узнать о том, как далее складывалась судьба усадьбы и ее обитателей – и что происходит в музее сегодня.
Семен Экштут
Поэт, дама, жандарм
Семен Экштут
«С любовью тянется ко мне»
ЧУДЕСА СВЕТА
Михаил Георгиади
Плитвичские озера
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Владимир Смолицкий
Кто же все-таки открыл эту окаянную Америку?!
Недавно появилась очередная гипотеза о заселении Америки. Она заставила удивленно покачать головой, потому что все, кто когда-либо интересовался вопросом: «Кто же все-таки открыл эту окаянную Америку?!» — были свято уверены, что ничего нового по этому поводу сказать попросту невозможно.
КАК МАЛО МЫ О НИХ ЗНАЕМ
РАЗМЫШЛЕНИЯ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ
Марианна Сорвина
Бестиарий Джорджа Мартина
ВСЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Ал Бухбиндер
Почему люди любят музыку?
Почему люди так любят музыку? И почему обезьяны, их ближайшие биологические родственники, так к ней бесчувственно равнодушны?
РАССКАЗЫ О ЖИВОТНЫХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
Татьяна Соловьева
Верблюд и вера
ЦИТАТЫ ПОД МИКРОСКОПОМ
Константин Душенко
Они этого не говорили
МОЗАИКА