Журнал «Знание-Сила», основанный в январе 1926 года как «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков», прошёл сложный путь развития. Прежде всего, он «взрослел», адресуясь к аудитории, во-первых, всё более зрелой, а во-вторых, всё более широкой. Так, сразу после войны, утратив «приключенческую» составляющую, он стал «научно-популярный журнал рабочей молодёжи». Ближе к началу 60-х в журнале начала расти доля гуманитарного знания, увеличивался интерес к человеку как проблеме. Пережив пик своей популярности в 60-80-е годы как журнал вольнодумной, по преимуществу гуманитарной интеллигенции, «Знание-Сила» сегодня по-прежнему мыслит себя как «мост между наукой и обществом». Основной своей задачей он видит разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между разными областями науки и мысли и главное – выявления человеческого смысла всякого знания.

«Бесконечное зеркало» реальности и мифов

Уже в далекой древности люди начали задаваться вопросами «кто мы?», «откуда мы пришли?», «куда мы уйдем?». И, глядя на окружающий мир, животных, растения, вглядываясь в звездное небо, они создавали свою картину мира — мифические миры, в которых всему находилось свое место и объяснение. Человечество развивалось, возникали и разрушались великие империи. Менялось восприятие мира, менялась сама картина мира. Одни мифы остались в далеком прошлом, покрывающие, как прах, обломки цивилизаций. Другие дожили до наших времен, сохраненные в памяти народов.

Комментарии к записи «Бесконечное зеркало» реальности и мифов отключены

За пределами семиотики. Умберто Эко в культуре и массовом сознании

Не будет большим преувеличением сказать, что Профессор, как называли Эко в Италии, изменил структуру всего культурного поля, в котором находился. Облик современного ему гуманитарного знания он изменил точно — и не только многим обязанной ему семиотики, но и за ее пределами.

Комментарии к записи За пределами семиотики. Умберто Эко в культуре и массовом сознании отключены

Эковорот в культуре

5 января этого года исполнилось бы 90 лет со дня рождения Умберто Эко (1932–2016). Историк-медиевист, философ, романист, эссеист, публицист, популяризатор науки и проблематизатор стереотипов, человек энциклопедических знаний, он не сводился ни к одной из своих культурных ролей, но объединял в себе их все, и каждая из них помогала осуществляться всем остальным.

Комментарии к записи Эковорот в культуре отключены
Памяти Мариэтты Омаровны Чудаковой
Мариэтта Чудакова

Памяти Мариэтты Омаровны Чудаковой

21 ноября 2021 года по России разошлась печальная весть: умерла Мариэтта Омаровна Чудакова, известный литературовед, знаток творчества Михаила Зощенко, Михаила Булгакова, Юрия Олеши и многих других писателей, живших в СССР в 20-е и 30-е годы прошлого века, доктор филологических наук, действительный член Европейской академии, общественный деятель.

Комментарии к записи Памяти Мариэтты Омаровны Чудаковой отключены
Вглядываясь в тайну человека…
Федор Михайлович Достоевский

Вглядываясь в тайну человека…

Мир знает и ценит три имени, связанных с русской литературой: Федор Достоевский, Лев Толстой, Антон Чехов. Из них Достоевский, быть может, самый неожиданный писатель, проникающий в темные глубины души, тревожащий своим творчеством скрытые струны. Заставляющий думать о том, о чем прежде не думалось. Достоевский родился 11 ноября 1821 года, и в ноябре 2021‑го мир отмечает 200‑летие со дня его рождения.

Комментарии к записи Вглядываясь в тайну человека… отключены
Владимир Даль: философия хозяйственного словаря
Портрет Владимира Даля, художник В. Г. Петров, 1872 год

Владимир Даль: философия хозяйственного словаря

Один из самых популярных писателей-очеркистов и собирателей фольклора своего времени, один из основателей Русского географического общества, автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Владимиру Далю — 220 лет.

Комментарии к записи Владимир Даль: философия хозяйственного словаря отключены
Живой и своевольный: русский язык от самоистины и самодвига до спасибок и приветиков
«Опять они ссорятся (Повар и кухарка)», художник Владимир Маковский, 1912 год

Живой и своевольный: русский язык от самоистины и самодвига до спасибок и приветиков

Русский язык — живой, изменчивый, сам порождает собственные правила и нормы.

Комментарии к записи Живой и своевольный: русский язык от самоистины и самодвига до спасибок и приветиков отключены

Хранилище многовековой истории отечественной литературы

Разговор с Дмитрием Петровичем Баком, директором Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Комментарии к записи Хранилище многовековой истории отечественной литературы отключены