Журнал «Знание-Сила», основанный в январе 1926 года как «Ежемесячный научно-популярный и приключенческий журнал для подростков», прошёл сложный путь развития. Прежде всего, он «взрослел», адресуясь к аудитории, во-первых, всё более зрелой, а во-вторых, всё более широкой. Так, сразу после войны, утратив «приключенческую» составляющую, он стал «научно-популярный журнал рабочей молодёжи». Ближе к началу 60-х в журнале начала расти доля гуманитарного знания, увеличивался интерес к человеку как проблеме. Пережив пик своей популярности в 60-80-е годы как журнал вольнодумной, по преимуществу гуманитарной интеллигенции, «Знание-Сила» сегодня по-прежнему мыслит себя как «мост между наукой и обществом». Основной своей задачей он видит разговор с думающими людьми всех возрастов и специальностей о новых тенденциях в науке и обществе, о связях между разными областями науки и мысли и главное – выявления человеческого смысла всякого знания.

Киноискусство 20-х годов ХХ века
Плакат к/ф «Броненосец "Потёмкин"», реж. С. Эйзенштейн

Киноискусство 20-х годов ХХ века

Двадцатые годы — особый период отечественного кинематографа. Об этом времени мы говорим с историком кино, самым авторитетным специалистом по истории кино первых десятилетий прошлого века Ириной Николаевной Гращенковой, автором книг «Кино Серебряного века» (Русский кинематограф 1910‑х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 1920‑х годов. М., 2005; из цикла «Кино моей Родины») и «Киноантропология ХХ/20» (М.: Человек, 2014; из цикла «Кино моей Родины»).

Комментарии к записи Киноискусство 20-х годов ХХ века отключены

«Важнейшее из искусств»

20-е годы ХХ века — время яркое, многоцветное, противоречивое. Тогда еще дописывался сценарий 1910-х годов, наполненных вдохновением и драматическими событиями,…

Комментарии к записи «Важнейшее из искусств» отключены

1920-е: наука для общего пользования

Но еще в начале 1920‑х годов начинают формироваться специализированные издательства, прежде всего при наркоматах, занимающиеся в том числе и выпуском научно-популярной литературы. В итоге, более 80% выпуска по названию и тиражу в издательской деятельности наркоматов составляла научная, научно-популярная, учебная и справочная литература… Это позже, в 1930‑е годы, на страницах советской периодики замелькают названия: «СССР — страна качественной стали», «Советский Союз — великая железнодорожная держава»… В начале же и середине 1920‑х, речь шла пока лишь об «унавоживании» почвы.

Комментарии к записи 1920-е: наука для общего пользования отключены

100 и 95: научный пейзаж после революции

  Ровно девяносто пять лет назад, в январе 1926 года, вышел первый номер. Конечно, для того, чтобы это произошло, еще в 1925‑м была…

Комментарии к записи 100 и 95: научный пейзаж после революции отключены

Многоликий Новый год

Праздники играют важную роль в нашей жизни: они разрывают монотонную череду дней, позволяя перевести дух, сменить ритм жизни, подвести некоторые итоги, отдать дань историческим событиям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Государственных праздников, которые дарят нерабочие дни, немало. Новый год занимает особое место среди них.

Комментарии к записи Многоликий Новый год отключены
Праздник: точка рождения времени
«Рождественский базар». Худ. Александр Бучкури, 1906 год

Праздник: точка рождения времени

У вас в доме, дорогие читатели, наверняка уже пахнет свежей хвоей, непременными с детства мандаринами (или вы от этих условностей…

Комментарии к записи Праздник: точка рождения времени отключены

Квантовая теория: вид снаружи, вид изнутри

Никитин Николай Викторович, доцент Физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова рассказал нашему журналу понятным языком о некоторых сложных проблемах квантовой физики.

Комментарии к записи Квантовая теория: вид снаружи, вид изнутри отключены

Квантовая теория: настоящее и будущее

Когда Макс Планк, создатель квантовой теории, поступил в университет с желанием заниматься теоретической физикой, профессор Мюнхенского университета Филипп фон Жолли отговаривал его…

Комментарии к записи Квантовая теория: настоящее и будущее отключены
Бунин: зачем его читать сейчас
"Водоём", В. Борисов-Мусатов, 1902 г.

Бунин: зачем его читать сейчас

Нырять в «Жизнь Арсеньева» можно с головой и на много дней, но как повествование ХХ века о детстве вспомнится скорее «Детство Люверс» Пастернака, как повесть об утратах — «Происхождение мастера» Платонова. Да и Цветаева считала, что Бунин — конец эпохи, а не эпоха, подобно Горькому или Маяковскому, и явно имела в виду не безвременье, а конец психологической прозы с персонажами и типичными обстоятельствами. Поэтому сразу нужно сказать, что Бунин умел такое, чего не умел больше никто.

Комментарии к записи Бунин: зачем его читать сейчас отключены