Наш журнал начинает новый проект «Музей – как лицо эпохи». Мы неоднократно писали о музеях. В разные годы выходили статьи о достойных представителях этих «хранилищ прошлого», о том, как они «стряхивают пыль веков» и осваивают новые формы работы, как они стараются соответствовать времени, превращаясь в центры интеллектуального притяжения, в места, где возможно объединение людей разного возраста и разных пристрастий. Казалось бы, все темы исчерпаны. Но это не так.

Есть музеи, связанные с именами выдающихся писателей, художников, композиторов, государственных деятелей. Это сельские или городские усадьбы, отдельные дома, построенные либо приобретенные ими или их родителями, дедушками, прадедушками. Давно превратившись в музейные объекты, они дают возможность увидеть обстановку, в которой жила историческая личность, ознакомиться с различными предметами, которых касались руки гения, с картинами, партитурами, рукописями, письмами. Но стоит ли воспринимать подобные здания только как вместилища разнокалиберных помещений, наполненных ценными экспонатами? Ведь когда-то в расположенных там залах, гостиных, столовых, кабинетах текла жизнь. Звучали речи, музыка, смех, плач, обсуждались самые важные на тот момент вопросы, как семейные, так и связанные со страной… Неужели не интересно ощутить проявления той, давно ушедшей жизни, заглянуть в прошлое? Быть того не может!

Проект «Музей – как лицо эпохи», рассказывая о важных с точки зрения российской истории музеях, связанных с историческими личностями и значимыми периодами отечественной истории (с XVI по ХХ век), покажет связь каждого музея с той эпохой, которую он представляет. Прежде всего, сами здания – повод для разговора, и весьма обстоятельного, об архитектуре. Не менее интересно все, что связано с повседневной жизнью людей – где и как служили, как проводили свободное время, какую музыку слушали, какие книги читали, что ели, в чем ходили? И главное – что тогда занимало людей? Что двигало ими? История России – прежде всего история повседневной жизни многих людей.

Тема патриотизма весьма актуальна в последние годы. Наше общество ищет надежные точки опоры. Патриотизм есть любовь к отечеству. Но можно ли по-настоящему любить то, что знаешь плохо? Проект «Музей – как лицо эпохи», надеемся, поможет глубже узнать наше прошлое, ощутить дух ушедших эпох.

В 2017-18 гг. Проект «Музей — как лицо эпохи (продолжение)» осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов; в 2016-17 гг. при реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №68-рп от 05.04.2016 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России».

Уникальный музей в Зарядье

Галина Щуцкая Палаты бояр Романовых – уникальный музей в Зарядье, старом районе Москвы, примыкающем к Кремлю. И дом, и расположенные в…

Комментарии к записи Уникальный музей в Зарядье отключены

«Старый государев двор»

Фильм из цикла «Музей - как лицо эпохи», рассказывающий о Музее «Палаты бояр Романовых». Музей «Палаты бояр Романовых» в Зарядье…

Комментарии к записи «Старый государев двор» отключены

Чехов и Горький

Чехова и Горького объединила не только эпоха, в которой оба писателя были в числе ведущих культурных фигур. Их связал и последовавший затем трагический ХХ век, в котором каждый из них был одним из самых читаемых авторов.

Комментарии к записи Чехов и Горький отключены

На стороне всех

Быт и бытие Антона Чехова Эрнест Орлов Первый музей А. П. Чехова в Москве был создан по инициативе семьи писателя: в 1912 году при библиотеке Румянцевского…

Комментарии к записи На стороне всех отключены

Парнасский отец

В большинстве популярных биографий А. С. Пушкина, изданных в советский период, упоминалось о том, что маленького озорника Александра родители не очень любили, а его близким…

Комментарии к записи Парнасский отец отключены

О радости и печали

Портрет – один из ведущих жанров как живописи, так и скульптуры, графики, фотографии. Основа жанра – начало мемориальное: запечатлеть, увековечить память…

Комментарии к записи О радости и печали отключены

Золотая клетка для буревестника революции

В этом номере журнала неслучайная случайность свела вместе две, поначалу независимых друг от друга темы: дома-музеи как отражение личности своих…

Комментарии к записи Золотая клетка для буревестника революции отключены

Окунуться в атмосферу эпохи модерн…

Музей-квартира А. М. Горького располагается в прекрасном особняке стиля модерн на Малой Никитской улице в историческом центре Москвы. Дом был построен в…

Комментарии к записи Окунуться в атмосферу эпохи модерн… отключены