Порой впереди всего идет удивление. Лишь потом приходят какие-то мысли. В эти благостные мгновения мы живем впечатлением, мы открыты необычному, новому для нас. Те немногие из наших соотечественников, кто, будучи в Стокгольме, попадает в Millesgarden (Сад Миллеса), испытывают подобные ощущения.
Карл Миллес на самом деле поражает. Своей дерзостью, неуемной фантазией. Своими скульптурами и скульптурными композициями, столь непохожими на работы других авторов.
Фонтан «Европа». Нижняя терраса
Он родился в 1875 году неподалеку от Упсалы, учился на столяра, потом в Технической школе. Но его влекло искусство. В 22 года Карл отправляется в Париж, посещает там Школу изящных искусств. Находясь под влиянием от работ Огюста Родена, создает свои первые скульптуры – вот почему он считал себя учеником Родена. Уже в 1900 году Миллес получает за свои работы почетный диплом Парижского Салона и серебряную медаль на Всемирной выставке.
В 1904-м он переселяется в Мюнхен, где продолжает учебу и где через год женится на австрийской художнице Ольге Граннер, с которой познакомился еще в Париже.
В 1906 году Миллес вместе с женой возвращается в Швецию. У него есть заказы и новые успехи. Вскоре он приобретает участок земли на высоком скалистом берегу острова Лидингё – тогда это было предместье Стокгольма. Через два года по просьбе Миллеса его друг архитектор Бенгтссон построил там красивый жилой дом с ателье. В нем Карл и Ольга Миллес прожили до 1931 года. За это время и дом, и окружающая территория превратились в музей, вбирающий скульптуры Карла и портреты, написанные Ольгой.
Дом Карла Миллеса, архитерктор Карл М. Бенгтссон
Ольга Миллес. Авторпортрет и портрет К. Миллеса
В 1931 году Миллес, желающий добиться большего признания, уезжает в США. За короткий срок он делает себе имя по другую сторону Атлантики. Ныне многие американские города гордятся представленными в них работами Карла Миллеса, прежде всего фонтанами, в которых важную роль играют мифологические сюжеты и водяные струи.
Но даже в Америке Миллес не забывал о Миллесгордене – так по-шведски звучит имя усадьбы. Он регулярно присылает распоряжения по дому и парку. А еще по мере того, как ему позволяют финансовые средства, он приобретает соседние земельные участки, присоединяя их к территории усадьбы. В начале 1950-х общая площадь усадьбы становится равной 18 тысячам квадратных метров.
Уже в 1936 году супруги Миллес дарят Миллесгорден народу Швеции: был создан фонд «Дом Карла и Ольги Миллес в Лидингё», и к концу тридцатых музей стал доступен для публики. (Кстати, фонд, в который входят представители государственной власти и коммуны Лидингё, по сей день руководит деятельностью музея Миллесгорден).
Несмотря на популярность, которую Миллес имел в США, летом 1951 года он предпочел вернуться на родину. Теперь теплые месяцы он проводит Лидингё, а зиму – в Риме, где американская академия предоставила ему в бесплатное пользование дом и мастерскую. Отныне все силы он тратит на музей. Строится большая нижняя терраса – последняя из террас. Создаются значительные произведения, которые занимают место на террасах: скульптуры «Святой Мартин», «Рука Бога», «Человек и Пегас» и фонтан «Аганиппа».
Фонтан «Аганиппа». Ольгина терраса
Он построил собственный мир, без преувеличения удивительный, неповторимый, прекрасный, и жил в нем со своей Ольгой. Он оставил этот мир людям, когда умер в 1955 году. Сад Миллеса – райское место. Не случайно скульптор и его жена по их воле похоронены здесь же.
Случится побывать в Стокгольме, загляните к Карлу Миллесу. Не пожалеете.
«Парящие». Эскиз трёх фигур фонтана «Орфей». Верхняя терраса
«Танцовщицы». Верхняя терраса
«Иона и кит». Нижняя терраса
Фольке Фильбютер. Деталь Фонтана Фолькунгов в Лиичёпинге. Нижняя терраса
«Рука Бога». Нижняя терраса
«Музициующие ангелы» фрагмент композиции. Нижняя терраса
«Человек и Пегас». Нижняя терраса
Вид на Миллесгорден