175 лет маячной службе на Белом море

175 лет маячной службе на Белом море

В деле обеспечения безопасности плавания на морях и океанах основная роль принадлежит средствам навигационного оборудования. К ним относятся световые, радио- и локационные маяки, светящиеся навигационные и створные, знаки, звукосигнальные туманные установки, плавучие знаки – буи и вехи. Конструктивные маячные башни подразделяются на деревянные, каменные, кирпичные, чугунные, стальные, железобетонные, монолитные и сборные, бутобетонные, башни из металлических труб, решетчатые, башни квадратного или прямоугольного в плане сечения. Маячные городки построены подчас на самых крутых скалах и островах, около опасных рифов и песчаных кос, в проливах и входах в гавани, на морских мысах и в глубине бухт.

История маяков как естественных ориентиров уходит корнями в древние времена. Вулканы, береговые возвышенности и приметные точки служили ориентирами для мореплавателей. Следующим этапом стало разведение костров – огневые маяки, и, наконец, — строительство возвышений и защита пламени от атмосферных осадков.

Зарождение маячной службы в России относится к эпохе Петра I. Маяки возводились представителями разных школ: дореволюционной, советской и японской (на Сахалине и Курилах). Динамика развития конструкций и архитектурных приемов четко прослеживается на всем протяжении строительства. Соответственно менялись взгляды на маяк как на строительное сооружение. Появление новых конструктивных систем позволило повысить прочность строений, возводить маячные башни в труднодоступных и опасных местах.

Первые маяки возводились из подручных материалов, что далеко не всегда оказывалось гарантией их долгого существования. Вследствие этого Россия обладала наибольшим количеством временных маяков. Также следует отметить, что наши маяки находятся в совершенно различных климатических зонах. Все это затрудняет унификацию и типизацию их проектов. Благодаря этому обстоятельству мы имеем совершенно различные типажи и архитектурные образы. Особенность маяков нашей страны состоит также в том, что некоторые из них до сих пор обитаемы, то есть обслуживаются постоянным персоналом.

Теперь обратимся к истории маячной службы Беломорья.

Предшественниками маяков здесь были многочисленные кресты и другие знаки, которые устанавливались на возвышенных местах побережья и островах, служа для ориентировки мореплавателей. В темное время у знаков разжигались костры. Указом Петра Iв 1705 году предписывалось на берегу северодвинского фарватера устанавливать «баки огневые», которые представляли собой обычные смоляные бочки, зажигавшиеся прямо на земле. Позднее на многих островах дельты Северной Двины были установлены деревянные маячные башни, служившие не только для ориентировки мореплавателей, но и для наблюдений за приближением неприятельских судов.

По существу, родоначальником беломорских маяков стал М.Ф. Рейнеке (1801-1859 гг). После окончания Морского кадетского корпуса в Петербурге он начал службу в Кронштадте. Но, попав 20-летним мичманом в Архангельск, Рейнеке полюбил этот суровый край. В 1827 году по предложению И.Ф. Крузенштерна он был назначен начальником Беломорской экспедиции, которая продолжалась шесть лет. Рейнеке удалось многое сделать для изучения Белого моря, особенно в области гидрографии. В 1851 году за участие в создании атласа и лоции Белого моря Академия наук присудила ему Демидовскую премию, а в 1855 году он был избран членом-корреспондентом.

По инициативе Рейнеке началось строительство первых маяков в наиболее опасных и сложных для мореплавания районах: на мысе Святой Нос, острове Мудьюс, а также маяков Терско-Орловского, Моржовского и Жижчинского. Правда, деревянный маяк на острове Жижчине соорудил еще в 70-х годах XVIIIвека англичанин Гом в целях безопасности плавания своих судов, вывозивших лес. Но в 1842 году этот маяк был заменен каменным.

Официальной датой рождения беломорских маяков считается 7 (19) сентября 1838 года. Именно в этот день, вечером, командированные с Балтики специалисты зажгли мудьюсский маяк. Первым управляющим маяками назначили полковника Корпуса флотских штурманов Г.И. Никифорова. Ежегодно он посещал все маяки Беломорья на шхуне «Полярная звезда», вникая в нужды их строителей и смотрителей.

Первоначально на должности смотрителей маяков назначались флотские штурманы, а служителями – матросы. В Положении о маяках 1843 года предусматривалось, чтобы «некоторые маяки Белого моря по отдаленности их от городов и находящихся на голых утесах или островах, никем не обитаемых, не стали всегдашним уделом жизни одних и тех же людей», перемещать служителей через три, а смотрителей – через четыре года. Однако вскоре они пожелали оставаться на службе сверх установленного срока, что способствовало более квалифицированному содержанию маяков. Затем было разрешено принимать служащими вольнонаемных, отбирая их из отставных офицеров, боцманов и матросов. Служителями чаще становились местные жители, а позднее – члены их семей. Появились маячные династии.

Расскажем для примера о семействе Е.И. Ратманова, вступившего на должность смотрителя Жижчинского маяка (а позднее — и наблюдателя местной радиостанции) с 1 февраля 1884 года. Через шесть лет он за успешную работу был утвержден корреспондентом николаевской главной физической обсерватории. В его дружной семье выросло девять детей. После смерти Ефима Ивановича смотрителями маяка по очереди становились его сыновья Леонид, Михаил и Иван, а наблюдателями на метеостанции – Георгий, Лариса и Ольга. В целом династия Ратмановых прослужила на Жижичинском маяке более полувека (до 1935 года), практически без общения с посторонними людьми, врачебной помощи, каких-либо развлечений. А Георгий Ефимович окончил в 1926 году географический факультет Ленинградского университета и стал известным гидрологом (трагически погиб в 1940 году при крушении ледокольного парохода «Малыгин»).

Изучение и сохранение маяков как объектов культурного и исторического наследия, музеефикация некоторых из них крайне необходимы. Это важно не только для сохранения собственно маячных зданий, многие из которых представляют собой уникальные архитектурные объекты, но и для увековечения славных страниц истории флота России.